Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Выставки и частные павильоны

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

При описании выставок упоминались частные павильоны - один из ярких, рожденных второй половиной XIX в. способов выражения судьбы человека и самовыражения личности средствами архитектуры. Столь же характерен для этого периода иной тип выражения исторической роли личности - создание монументов великим людям и поворотным событиям национальной истории: в этом явлении столь же выпукло, как и в только что описанном, дает о себе знать убеждение, что историю творят народ и его великие представители.

Сооруженные в их честь памятники (в Воронеже, к примеру, в одноименных скверах были воздвигнуты памятники А. В. Кольцову, А. В. Никитину, Петру I) связывали историю определенного города или места с развитием национальной истории и культуры.

XIX век внес существенные изменения в тип скульптурного памятника. Впервые со времени Ренессанса обязательным становится портретное сходство; самостоятельное значение придается достоверности костюма и атрибутов. В России 1820-х годов то и другое становится предметом специального обсуждения. За этим новшеством стоял принципиальный по своему значению мировоззренческий переворот. Увековечению подлежит данный человек этого, а не другого времени за совершенно определенные деяния, которые, несмотря на конкретно-исторические обстоятельства их свершения, обладают общечеловеческим смыслом.

Подобно тому как росту национального сознания сопутствует потребность в зримом выражении национальной неповторимости в архитектуре, так и рост самосознания личности находит выражение в портретной неповторимости индивидуального облика того, кому сооружается памятник. Вторая существенная особенность скульптурных памятников прошлого столетия - разрушение своеобразного социального ценза. Права на бессмертие в памяти поколений достоин любой человек, потрудившийся на благо народа, а не только император и полководец. Меняется и местоположение монумента. Во второй половине прошлого века его, как уже отмечалось, чаще всего устанавливают в городском парке или сквере.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Привилегия детства

В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Отсутствие арены для политической деятельности

В этом процессе буржуазной эмансипации искусству присваивался…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…