Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Выставки и частные павильоны

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

При описании выставок упоминались частные павильоны - один из ярких, рожденных второй половиной XIX в. способов выражения судьбы человека и самовыражения личности средствами архитектуры. Столь же характерен для этого периода иной тип выражения исторической роли личности - создание монументов великим людям и поворотным событиям национальной истории: в этом явлении столь же выпукло, как и в только что описанном, дает о себе знать убеждение, что историю творят народ и его великие представители.

Сооруженные в их честь памятники (в Воронеже, к примеру, в одноименных скверах были воздвигнуты памятники А. В. Кольцову, А. В. Никитину, Петру I) связывали историю определенного города или места с развитием национальной истории и культуры.

XIX век внес существенные изменения в тип скульптурного памятника. Впервые со времени Ренессанса обязательным становится портретное сходство; самостоятельное значение придается достоверности костюма и атрибутов. В России 1820-х годов то и другое становится предметом специального обсуждения. За этим новшеством стоял принципиальный по своему значению мировоззренческий переворот. Увековечению подлежит данный человек этого, а не другого времени за совершенно определенные деяния, которые, несмотря на конкретно-исторические обстоятельства их свершения, обладают общечеловеческим смыслом.

Подобно тому как росту национального сознания сопутствует потребность в зримом выражении национальной неповторимости в архитектуре, так и рост самосознания личности находит выражение в портретной неповторимости индивидуального облика того, кому сооружается памятник. Вторая существенная особенность скульптурных памятников прошлого столетия - разрушение своеобразного социального ценза. Права на бессмертие в памяти поколений достоин любой человек, потрудившийся на благо народа, а не только император и полководец. Меняется и местоположение монумента. Во второй половине прошлого века его, как уже отмечалось, чаще всего устанавливают в городском парке или сквере.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Осмысление дифференцированных оценок

Окажется, что мы не можем обойтись без понятия прекрасного. И совсем…

Храмовая архитектура

Но дело в том, что в храмовой архитектуре - это тяжесть особого рода,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…