Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Характерно название, утвердившееся за отечественными национальными выставками, - художественно-промышленные. В этом определении заключено зерно миропонимания второй половины XIX в., еще раз подтверждающее факт осознания себя веком науки, промышленности и искусства.
Универсальности представляемой на выставках картины мира соответствовала универсальность их назначения.
Служа прагматическим целям развития производства, заключения контрактов, поощрения лучших, они служили отдыху и развлечению, неотделимому от учения, от дела.
Подобно музею, и даже в большей степени, чем музей, выставка генетически связана с усадебным парком и одновременно с общественными городскими парками. Подобно музею и общественному парку, она всесословна, рассчитана на все без исключения слои населения. Выставка, музей, городской публичный парк становятся первыми в истории архитектуры Нового времени гражданскими общественными всенародными типами зданий идеологического назначения. Они возникли в сфере культуры образованных классов, но созданы в расчете и на другие слои общества; проектирование их связано с обращением к национальному наследию и с прямым использованием элементов и даже поэтики народного творчества.
Первым в истории России национальным выставкам - в 1870 г. в Петербурге и Политехнической 1872 г. в Москве - предшествовала приуроченная к славянскому съезду в 1867 г. Этнографическая выставка, организованная, как и Политехническая, Обществом любителей истории, антропологии и этнографии при Московском университете. Первоначально предполагалось посвятить ее этнографии и антропологии народов мира по программе Всемирной выставки в Лондоне, но невозможность получить необходимые экспонаты заставила устроителей ограничиться показом жизни и быта славянских народов и народов России.
← Универсальность представляемой на выставках картины мира | Выставки в России → |
---|