Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
Свобода утверждения личностного, индивидуально-пристрастного всегда оборачивается и определяется утверждением другого человека. В этой формуле общения К. Маркс вскрыл сущностную необходимость человека в «том величайшем богатстве, каким является другой человек». Буквально, жизнь человека - это жизнь в другом.
Применительно к искусству диалектику «Я» и «другого» описал Михаил Бахтин. Исследователь утверждает, что «при одном, едином и единственном участнике не может быть эстетического события». Я должен «вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, стать па его место». Умение видеть глазами другого, переживать, как он, жить в другом - основа «сочувственного» отношения художника и зрителя, основа общения.
Здесь важно не только то, что мысли и образы художника продолжают свою жизнь в другом - зрителе, но и то, что зритель живет в другом - в мире художника, стране идеала, воплощенного им в произведении. Художественная реальность является не «пристройкой» этого мира, а самым настоящим образом «встроена» в объективную реальность. Зритель все время «передвигается» в мирах (художественном и реальном), осознает их различие, как бы исчерпывает то и другое и переживает диалектику «начала» и «конца». Эта диалектика так устроена, что, где видится «конец», «бездна», там уже брезжит и «начало», рождается чувство, которое С. Эйзенштейн охарактеризовал как «взлетность».
Искусство отражает проблемные ситуации современности. При этом каждый его вид по-особенному выражает, с одной стороны, свою индивидуальность, специфическую - живописную, скульптурную или театральную - выразительность, а с другой - общую для всей художественной деятельности способность точно и верно отражать действительность. Собственно, в отношении «вид искусства» - «искусства в целом» всегда моделируется эстетическая ситуация «Я - другой», а в современном искусстве и «Я - человечество».
← Художественная реальность | Искусство и жизнь → |
---|