Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Выставка, будучи одним из самых ярких проявлений народности в архитектуре, демонстрирует одновременно рост самосознания личности недворянских сословий. Впервые представившаяся в предреформенное десятилетие возможность выставить плоды своего труда, изобретательской или предпринимательской сметки не в ряду других на общем стенде, а в отдельной витрине или павильоне, превращались в символ значительности социальной миссии средних и низших классов в современном мире не только как частицы совокупной деятельности определенного социального слоя, но и как отдельных его представителей.
К ранним опытам устройства частного павильона принадлежала башня-беседка в готическом стиле с часами, сооруженная часовыми мастерами братьями Бутеноп в Московском манеже на Сельскохозяйственной выставке 1852 г.
На всероссийских выставках 1870-х годов впервые предстала созданная средствами архитектуры картина России, выразившая основные духовные социально-этические ценности второй половины XIX в.: демократизм, народность, рост самосознания личности. Выставки наглядно продемонстрировали мощный рост сознания средних и низших сословий, их устремленность к культуре и просвещению, бытующим в среде образованных классов, бывших для XVIII-XIX вв. синонимом культуры и просвещения вообще. И наконец, на выставках с полной очевидностью нашел отражение такой аспект народности, как ответная тяга интеллигенции к просвещению и повышению благосостояния народа; выставки казались ей действенным средством достижения того и другого. В результате выставка, как и музей, оказывается связанной с величайшими ценностями времени - не только с народностью, но и с просвещением, сливающимися в одну великую цель - просвещения народа, в котором, в свою очередь, видится величайшая преобразующая сила.
← Представление об исторической роли народа | Невыраженность технократического уклона → |
---|