Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Иной аспект народности, связанный с поэтикой «ярмарочно-феерического» стиля представлений балаганных и увеселительных народных городских театров, демонстрирует искусство выставочной экспозиции. Наряду с фабричными зданиями и некоторыми другими типами сооружений кирпичного «стиля» она принадлежит к немногим видам архитектурного творчества второй половины XIX в., где зарождается новый принцип формообразования, свойственный уже XX в.
В отличие от господствующей в архитектурной практике ситуации в выставочной экспозиции совершается непосредственное превращение полезного в прекрасное. Непосредственное в том смысле, что изначально утилитарные элементы обретают выразительность не благодаря украшению их стилевыми, рассматриваемыми в качестве носителя прекрасного формами, а путем художественного переосмысления самой утилитарной формы. Предметы сельского и фабричного производства, не имевшие ничего общего с произведениями искусства, - винные и пивные бутылки, канаты, спички, колосья пшеницы, мука, сахар, свечи или уголь, ружья, рельсы и т. д. - в системе выставочной экспозиции неузнаваемо преображаются. В сочетании с другими, себе подобными, благодаря особой компоновке, они приобретают качества, им изначально как отдельному предмету - рельсу, косе или бутылке - не свойственные. На глазах изумленных посетителей совершается чудо превращения обыденного или прозаичного в праздничное, орудия труда или продукта в произведение искусства л.
Одновременно в экспозиции выставок обнаруживается тенденция, противоположная только что описанной по приему, но по существу родственная взаимопроницаемостью и взаимопревращаемостью полезного и прекрасного. В данном случае речь идет о создании так называемых рекламных символов. Средством «возвышения» и героизации утилитарного и обыденного становится многократно увеличенная стилизованная форма предмета, орудия, механизма, помогающая превращению обыденной вещи в произведение искусства.
← На выставке 1870 г. в Петербурге | Выставка - одна из самых ярких проявлений народности в архитектуре → |
---|