Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Интересно, что творчество самого Ф. Шинкеля не переставало привлекать русских зодчих, начиная с эпохи русского классицизма и вплоть до полной победы новых тенденций в архитектуре. Несмотря на приверженность Шинкеля античным прообразам, современники очень чутко улавливали разницу между поздним русским классицизмом с его традиционными типологическими схемами и стремлением Шинкеля по-новому трактовать античность, минуя палладианство и усвоив бесконечное разнообразие античных объемно-пространственных решений.
Интересно также, что именно эту сторону творчества Ф. Шинкеля, основанную на раскрепощении от классических объемно-планировочных схем, так никогда и не оценил В. В. Стасов, видевший в педантичной трактовке архитектурных форм немецким мастером лишь прямой аналог позднему русскому классицизму.
«Не только берлинский малоталантливый Шинкель, сухой и классический педант, был у нас в моде и в великом почете вдоль и поперек всего архитектурного цеха, но еще другого подобного же мало талантливого и такого же педанта, Кленце, вызывали из Мюнхена», - писал он в 1882 г. об архитектуре николаевской эпохи, в которой он не замечал ничего, кроме ненавистного ему классицизма.
Между тем плодотворность творческих поисков немецких зодчих в эпоху романтизма и их принципиальное отличие от приемов русского классицизма уже за несколько лет до Стасова отмечал архитектор Л. В. Даль, которому интерес к русскому зодчеству не мешал трезво оценивать достижения западноевропейской архитектуры.
← Плодотворность творческих поисков | Восприятие древней русской архитектуры → |
---|