Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
От нее открывалась великолепная панорама, включавшая вид на Кремлевскую стену, Нескучный сад, Воробьевы горы, храм Христа Спасителя, Швивую горку, Симонов монастырь. Статуя императора стояла в центре площадки под сенью шатра. Такая композиция решала проблему восприятия памятника вблизи и издали.
Обращенность статуи и памятника к историческому центру Москвы и памятникам Кремля приобретала семантическую наполненность. Итальяно-русские прототипы архитектурной части памятника были выбраны авторами первоначального варианта П. В. Жуковским и Н. В. Султановым (статуя Александра II выполнена А. М. Опекушиным) из-за ассоциаций с римским форумом и русским Кремлем. В такой связи виделся символ величия Русского государства, знак неразрывности уз императора и народа, созвучие облику Кремля, создававшегося силами русских и итальянских мастеров.
Изображения гербов русских земель, царей и князей, помещенные на сводах галереи; летопись основных событий жизни царя на пьедестале: отмена крепостного права, городская и судебная реформы, освобождение православных народов от турок - подчеркивали общенародный смысл его деятельности, включенность в национально-исторический процесс и связь с высшими социально-этическими ценностями времени.
Памятник Александру III в Москве был поставлен перед храмом Христа, в Иркутске - близ речного порта лицом к вокзалу. Это должно было напоминать о роли императора в создании величайшего в мире Великого сибирского железнодорожного пути, в развитии экономики и культуры Сибири. Тот же смысл имела постановка памятника Александру III перед Московским вокзалом в Петербурге: отсюда начиналась протянувшаяся более чем на 10 000 верст трансконтинентальная магистраль.
← Александровский парк в Петербурге | Собранные на выставке плоды человеческого труда → |
---|