Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Культурно-исторический взгляд на мир, заставляющий уподоблять миру - историческому миру человеческой культуры - город, усадьбу, поселок, музей, выставку, театр (мир искусства, мир национального искусства), не миновал и жилой интерьер. Больше того, нигде, кроме музеев и выставок, музейный принцип не получил столь последовательного и широкого распространения, как в жилом интерьере.
Связи человека второй половины прошлого века с миром культуры исключительно широки, разнообразны и много-плановы. Историзм сознания накладывает отпечаток и находит выражение в пронизанных историческими ассоциациями среде, формах и декоре бытовых предметов.
Человек XIX в. живет в разнохарактерном историческом мире прошлого и современности, ощущая причастность к разным территориям и сферам культуры, соотнесенность с разными социальными слоями. С наибольшей полнотой эта тенденция осуществила себя в интерьерах особняков. Очень часто обусловленное бытовыми потребностями передвижение в пространстве дома или квартиры в символическом содержательно-художественном аспекте с редкой последовательностью уподобляется передвижению во времени и пространстве мировой культуры.
В особняках Пороховщикова (А. И. Резанов, Смоленский бульвар), В. Е. Морозова (Д. Н. Чичагов, Подсосенский переулок, быв. Введенский) в Москве нас встречает египетский вестибюль, из которого можно попасть в отделанные в духе западного и русского средневековья, ренессанса, барокко, рококо залы.
Один из наиболее ярких примеров подобного рода, рождающих широкий спектр исторических и историко-культурных ассоциаций, - дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге с фасадом в духе флорентийских палаццо XV в., с грифонами - родовым гербом Романовых - у входа и роскошной парадной лестницей из белого мрамора «во вкусе ренессанса времен Франциска I».
← Культурно-исторический взгляд на мир | Александровский парк в Петербурге → |
---|