Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Потребности среднего сословия совершенно другие. Половину же мужскую составляет почти исключительно кабинет и отделение, сообразное с занятиями хозяина, т. е. или библиотека, или музеум, или лаборатория, или контора» . Однако в любом интерьере обязательно была комната, напоминавшая музей: художественный, естественноисторический. Это портретная галерея близких и дорогих людей, не обязательно родственников.
Гостиные и особенно кабинеты в доме и квартире любого ранга, начиная от императора и кончая скромным чиновником, превращались в разновидность музея, демонстрируя личностное проявление историзма мышления и музейного принципа оформления всякого, осмысляемого как художественно выразительное жилого пространства. Их обстановка становится средством выражения личной позиции, обозначения мира человека, включенности его в широкое культурно-историческое пространство. Благодаря распространению репродукционной графики, олеографии, фотографии даже у лиц самого скромного достатка появляется возможность увековечить облик членов семьи, создать портретные, окружить себя изображениями духовных наставников, учителей, коллег, «властителей дум» - недавняя привилегия немногих избранных превратилась в доступную для всех возможность. Социально осознанной потребности в историческом портрете эпохи, олицетворением которого выступает противоречивое единство много-стилья историзма, сродни столь же острая социальная потребность окружить себя портретными изображениями людей, произведениями искусства или их воспроизведениями, в соотнесении с которыми осознает свое место в жизни владелец кабинета или гостиной
Роль портретов в системе интерьера второй половины XIX в. во многом аналогична роли стилевых форм архитектурного убранства. Оставаясь тем, что они есть, - портретным изображением конкретного человека, воссозданием исторического прототипа, и портрет, и художественно-выразительные стилевые формы, кроме этой своей прямой функции, выполняют другую, неизмеримо более существенную - символическую. Будучи олицетворением сложного комплекса социально-этических ценностей, они служат средством, помогающим осознать судьбу отдельного человека или какое-то явление производственной, бытовой, художественной и т. д. деятельности в широком культурно-историческом контексте.
← Другое выражение историзма | Свадебный туалет → |
---|