Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Во всех описаниях и фотографиях интерьеров наряду с музейным подходом обращает внимание на себя еще одна особенность: обилие вещей и мягкой мебели, мягкие складки портьер, уют и заставленность комнат; центр самой большой и парадной комнаты богатого дома - гостиной, как правило, занимает круглый диван с декоративной вазой либо вазой для цветов.
В руководстве по меблировке комнат специально указывается: она «всегда должна сообразоваться со средствами, причем прежде всего в виду нужно иметь удобство, потом красоту» Но самое представление о красоте в это время меняется. Удобство, комфорт превращаются в категорию эстетическую. Интерьеры всех рангов: от императорских покоев до квартир скромных служащих ценят за покойность, удобства, дающие возможность человеку почувствовать себя человеком и отдохнуть после утомительного трудового дня. Это качество еще более широкое, чем историзм. Оно распространяется и на интерьеры, не несущие признаков стиля, - еще одну, кроме деревянной застройки, область архитектуры, где стилевая профессиональная архитектура смыкается с городской народной архитектурой. Это восходящий к бидермейеру мещанский интерьер. «Наши маленькие старички жили в такой же небольшой квартирке, как наша, в таких же низеньких комнатах, чистеньких и уютных.
Уют квартирки старичков создавался половичками на ярко натертом воском крашеном полу, обилием всяких комнатных растений на окнах и перед окнами, клетками со щеглами и канарейками, кружевными салфетками на комодах и столиках здесь, среди своих цветов, птичек и салфеточек, даже маленький скромный человек - Человек и Хозяин. Все вокруг него - все эти этажерочки и креслица, - все собралось и стало для этого человека по его вкусу и для его скромного удобства».
← Потребности среднего сословия | Историзм мышления → |
---|