Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Подобно Л. Толстому, он составил целую эпоху. С ним отошел в прошлое XIX век и начался XX, в нем осуществился перекресток столетий и художественных направлений, этапов духовной жизни русского общества и стилевых исканий искусства.
Прожив сравнительно недолгую жизнь, он оставил обширное музыкальное наследие и проделал значительную творческую эволюцию, начав свой путь как член «Могучей кучки» с ее идеалами «шестидесятничества», а завершив его вдохновенным творческим взлетом в 1900-е годы, претворив новаторские поиски искусства уже другого века. Между его первой оперой - народной музыкальной драмой «Псковитянка» (1872) и до сих пор загадочной «небылицей в лицах» «Золотым петушком» (1907) -сверстницей «Балаганчика» А. Блока и В. Мейерхольда, пьес Л. Андреева, произведений А. М. Горького и «Русских сезонов» С. Дягилева - огромная историческая и стилевая дистанция, на всем протяжении которой он работал с одинаковой творческой активностью. Не желая остаться в положении «певца без голоса», Римский-Корсаков постоянно был в курсе всех европейских музыкальных и - шире - художественных событий, пристально следил за путями его развития и испытывал себя на возможность творчески ответить на новые художественные запросы, одновременно оставаясь самим собой, не изменяя органической природе своей композиторской индивидуальности. Это и обеспечило ему по самому крупному счету положение главы русской композиторской школы до самой его смерти в 1908 г.
← Огромная историческая и стилевая дистанция | Непреходящая ценность художественного наследия → |
---|