Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Заключая разговор об образе праздника в литературе второй половины XIX в., можно еще раз подчеркнуть, что его судьба в этот период очень драматична. Те решения, к которым с таким напряжением творческих сил, преодолевая трудности и противоречия, пришли величайшие мастера слова Толстой, Островский, Достоевский, были почти полностью отброшены или кардинально переосмыслены в искусстве рубежа веков и начала XX столетия.
С наступлением новой эпохи на смену старым явились новые праздники. У молодого поколения художников были иные основания для радости и торжества, другие способы веселиться, иное время, другие сроки. И самое отношение человека к празднику и праздничности существенно переменилось. Пожалуй, можно сказать, что уроки и опыт второй половины прошлого века на целый культурно-исторический период оказались лишними, не пригодились.
Однако воскрешая и восстанавливая образ праздника той поры сегодня, невольно удостоверяешься в его современности; он не только не устарел, не утратил былого значения, но в какой-то мере ближе и родственнее праздничных утопий начала нашего столетия. В этой, неожиданно обнаруженной общности скрыта одна из счастливых возможностей узнать другую эпоху как друга, в другом - друге яснее и лучше увидеть и понять себя. Непреходящая ценность художественного наследия прошлого - это тоже праздник, несущий миру надежду.
← Образы бытия в художественной картине мира н. А. Римского-корсакова | Эволюция праздничной темы → |
---|