Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Музыкальное наследие Римского-Корсакова объемно и многожанрово. Но центром его композиторских устремлений была опера. Именно этот жанр наиболее соответствовал его творческим намерениям, именно в нем максимально полно выразилась его художественная индивидуальность, именно опера нужна была ему для воплощения его картины мира, которую он мыслил и творил не в обобщенных образах-идеях, а в конкретных, чувственно осязаемых образах.
Пятнадцать опер композитора различны по жанрам и типам драматургии между собой и синтетичны в каждом конкретном случае: преломляют черты эпической драматургии и драмы, содержат развернутые фантастические, бытовые и лирические эпизоды, живописно-колористические картины природы и сцены народных обрядов. Такая жанровая и драматургическая многоосновность обусловлена сложной структурой содержания корсаковских опер, сочетанием в них разных пространственно-временных пластов и срезов действительности: социальной и надсоциальной, исторической и внеисторической, реальной и фантастической, психологической и условио-отстраненной.
И все же произведения композитора представляют целостный художественный мир, художественную вселенную - космос Римского-Корсакова со своей устойчивой поэтикой, определенной системой образов, средств их воплощения и их функциональными отношениями, со своими принципами построения. И центром этого единства выступает специфически корс~ков-ская художественная картина мира как целого, которую он творит всякий раз, с каким бы сюжетным материалом он ни работал (за исключением немногих произведений в жанре драмы, хотя и в них он старается сохранить элементы своей поэтики).
В отличие от других композиторов-современников Римский-Корсаков в своих операх представляет человека не только в системе социальных, национально-исторических и психологических отношений, сколь бы глубоко они ни были разработаны, но и, как правило, в его взаимосвязи с природой и космосом, сопоставляя всю полноту действительности с человеком и человека со всем окружающим миром. Отношения эти многоуровневые. Поэтому художественная картина мира у Римского-Корсакова обычно выстраивается как многосложное целое, в котором человек выступает в своих отношениях с близким окружением, с обществом в целом, с исторической действительностью (если таковая присутствует) и в то же время предстает в системе бытия как элемент общественного и природного космоса. Действие в операх композитора большей частью происходит в открытом пространстве природного мира, развивается параллельно в мире людей и в мире природы, развертываясь из глубины души героя в огромное пространство вселенной, объемля различные пласты внутреннего и внешнего, психологического и космического.
← Отличие от других композиторов-современников Римский-Корсаков | Открытие М. П. Мусоргского → |
---|