Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Но в феномене Римского-Корсакова поражает не только эта не ослабевающая с годами творческая энергия. Яркая и сильная художественная индивидуальность, композитор, создавший самобытный стиль и композиторскую школу, он вместе с тем, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, должен быть причислен и к крупнейшим мыслителям своего времени, поскольку в своем творчестве дал самостоятельное глубокое осмысление важнейших социальных, исторических, философских, духовно-нравственных проблем, волнующих русское общество последней трети XIX-начала XX в. и имеющих более широкое значение, выходящее за рамки данного исторического периода.
Все его музыкальные сочинения как целостный акт художественного творчества следует рассматривать не только как главу в истории отечественной и европейской музыки, но и более широко - как вклад в мировую духовную культуру художника-мыслителя, всегда стремившегося не к запечатлению важных, но отдельных сторон действительности, а к созданию ее целостной художественной картины. Более того, возьмем на себя смелость утверждать, что в музыке Римский-Корсаков оказывается в то время единственным, кто создает в своих произведениях всеобъемлющую модель мира, мыслит универсальными категориями человеческого бытия, творит космологическую картину мира, отражающую его представления о взаимоотношении человека, общества и природного окружения, о космосе души человека и проблемах истории, о быте и бытии. В кризисную переходную эпоху резкого обнажения всех социальных противоречий, как глубоко укорененных в русской истории, так и нарождающихся с развитием капитализма, композитор старается найти точку социальной и духовной опоры в устойчивом и непреходящем и предлагает свой образ мира, устроенного по законам разумности, гармонии, порядка и красоты, кладет в основу творчества поиски не «правды», а истины.
← Открытие М. П. Мусоргского | Попытки осмысления творчества Римского-Корсакова → |
---|