Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Новолетие церковного календаря

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Думается, это не так - в романе был один, никем не замеченный настоящий праздник, оставшийся тайной двух, на краткий миг воскресших к новой жизни людей, праздник, которому в хронике «нашего города», в тесноте переходного обыденного времени отведены считанные часы. Таким праздником стала встреча Шатова с вернувшейся из-за границы женой, рождение ребенка, нареченного Иваном - именем усыновившего его отца.

К этим страницам романа критика отнеслась недостаточно внимательно. Между тем они принадлежат к лучшим не только в этом произведении, но, может быть, и во всем творчестве писателя. Они написаны с таким глубоко личным чувством (на то были прямые биографические причины), с таким проникновением и прозорливостью, что их, строго говоря, трудно анализировать: рукой мастера водило высокое поэтическое вдохновение и поэтому так целен и кристально прозрачен образ любящих мужчины и женщины, склоненных над колыбелью новорожденного.
Если принять взятую нами хронологию, то возвращение Марьи Шатовой приходится в ночь под Покров, накануне убийства Лизы Дроздовой, ухода в последнее странствие Степана Трофимовича Верховенского, вослед за безобразным благотворительным балом, в канун гибели самого Шатова, на погибель себе и своему ребенку. Воистину это праздник, повисший над бездной. Так замыкается праздничный круг романа-предостережения, романа-пророчества «Бесы».
Внимательное рассмотрение природы праздничности и образа праздника в одном из вершинных произведений Достоевского позволяет сделать несколько обобщающих выводов: культурно-эстетическая традиция в развитии интересующей нас темы на протяжении 1850 и в 1870-е годы, сохраняя ряд важных родовых признаков, претерпевала значительные изменения; образ праздника был по-прежнему нужен в построении картины мира, однако его лик приобрел новые черты, другое, порой неузнаваемо преображенное выражение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Музыкологические этюды

В отношении к виртуозной связанности правилами и склонностью к…

Творческие манифесты мира искусства

Поскольку наша статья носит преимущественно методологический…

Пропагандистское влияние

Пропагандистское влияние всегда начинается с идеала, пусть он и не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…