Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Попытки такого осмысления творчества Римского-Корсакова были предприняты вскоре после его смерти, когда наследие его стало обозримо в полном объеме. На той волне философских исканий, которая характерна для русской мысли рубежа веков и начала XX в., к интерпретации корсаков-ского творчества обращаются философы - И. И. Лапшин, многие годы близко знавший и высоко чтивший композитора, и А. Ф. Лосев, начинающий свой научный путь статьей о «Снегурочке».
Почти одновременно с ними появляются «Симфонические этюды» Б. В. Асафьева, составившие этап в изучении специфики композиторского мышления Римского-Корсакова на примере его оперного творчества. Представляющие несомненную ценность глубоким пониманием природы художественной индивидуальности композитора, эти работы все же в разной мере несут на себе печать философского мышления своего времени и сегодня уже оказываются недостаточными. Литература же последующего времени, систематизированная в последнем капитальном исследовании о Римском-Корсакове - монографии А. И. Кандинского, в основном посвящена изучению различных аспектов стиля композитора и его произведений разных жанров, нежели своеобразию его философско-художественного видения и осмысления мира. Поэтому необходимость новых исследований в данном направлении назрела остро, равно как и целостной переоценки творчества и стилевой эволюции композитора в контексте русской и европейской художественной культуры второй половины XIX-начала XX в. Ведь в той плеяде великих русских художников этого времени, которые осуществили блистательный расцвет отечественного искусства и внесли огромный вклад в мировую художественную культуру, Римскому-Корсакову принадлежит одно из первых мест.
← Попытки осмысления творчества Римского-Корсакова | Образы бытия в художественной картине мира н. А. Римского-корсакова → |
---|