Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
И при этом главной темой всех его раздумий и творчества, постоянным объектом постижения была Россия - цельная и самобытная, стихия и культура в ней, поэзия ее природы и красота древних устойчивых форм народной жизни, трагические страницы ее истории и глубины национального характера души.
Обращаясь к национальной старине - народным песням и обрядам, легендам и былинам, сказаниям и сказкам, он не только демонстрировал свойственный эпохе «эстетический интерес ко всему народно-художественному» , но и искал в ней глобального объяснения современности, выражения всеобщих законов природного и социально-нравственного порядка. Как художник, тяготеющий более не к социально-психологическому анализу, а к синтетически целостному мышлению о мире, он прозревал во временном вечное, в хаосе текущей жизни космос бытия, стремился постичь окружающую действительность в извечных антиномиях добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы, духовного и бездуховного, поверяя ее масштабом бытия природы и соответствия законам мироздания. И потому он впервые не только воплощает тему народа как первостепенную в русском искусстве, но и создает целостный образ России. Такой поворот в решении темы народа в музыке - крупнейшее завоевание Римского-Корсакова, не уступающее по значению гениальному художественному открытию М. П. Мусоргского в создании трагического образа народа, созвучное направленности философских исканий Вл. С. Соловьева, творившего целостную философскую картину мира.
← Музыкальное наследие Римского-Корсакова | Огромная историческая и стилевая дистанция → |
---|