Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Эволюция праздничной темы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

В статье, посвященной «Эстетическим аспектам христианизации Руси», А. Панченко справедливо говорит о том, что «множество цивилизационных идей», которые несла с собой религиозная реформа киевского князя, было не «просто приращением знаний», но «принципиальной переоценкой человека. Раньше он был игрушкой судьбы, теперь он владел историей».

«Историзм» как «главный положительный момент», внесенный в сознание человека Древней Руси, стал одним из ведущих начал культурного строительства. Этих, издревле идущих уроков русское искусство не забывало и во второй половине XIX в. Образ праздника оказался благодатной почвой для самых различных содержательно-пластических творческих интуиции. Погруженный в жизнь, в быт, он по самому своему существу выделен из будней, он и сам в себе, и, неизменно отзывчивый на любые личные и общественные призвуки, обертона, он зеркало, отражение окружающего. Праздник ведет свою, только ему доступную тему, и одновременно именно праздник становится аккумулятором самого широкого тематического разноречья. В этом качестве понятый и поэтически претворенный русской художественной культурой XIX в. образ праздника в литературе крупнейших мастеров слова получил глубокое, иногда определяющее этически-философское и пластически-изобразительное выражение.
То место, которое занимал образ праздника в картине мира, созданной русской прозой и драматургией 50-70-х годов XIX в., знаменует собой не только важное литературное событие эпохи, но и явление гораздо более широкого масштаба: можно было бы сказать, что музыка по величию и грандиозности созданных А. С. Даргомыжским, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым образов праздника, по их трагедийной напряженности и просветляющей силе, по тому центральному месту, которое праздничные мотивы занимают в оперной, хоровой и инструментальной музыке этих композиторов, в определенном смысле слова не только не уступает, но и соперничает с литературой. Звучащая стихия праздничности обладает рядом очевидных преимуществ перед словесным ее описанием: как бы ни было последнее наглядно, непосредственность слухового восприятия дает музыке ту непреложность, которая подобна факту - так есть, к которому лишь устремлено писательское, поэтическое слово.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Этнография как творческий принцип фольклорного искусства

Имея в виду это постоянное, предельно напряженное стяжение и сжатие…

Искусствознание и культурология

В нашей эстетической литературе гораздо чаще дает о себе знать модель…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…