Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Эволюция праздничной темы

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

В статье, посвященной «Эстетическим аспектам христианизации Руси», А. Панченко справедливо говорит о том, что «множество цивилизационных идей», которые несла с собой религиозная реформа киевского князя, было не «просто приращением знаний», но «принципиальной переоценкой человека. Раньше он был игрушкой судьбы, теперь он владел историей».

«Историзм» как «главный положительный момент», внесенный в сознание человека Древней Руси, стал одним из ведущих начал культурного строительства. Этих, издревле идущих уроков русское искусство не забывало и во второй половине XIX в. Образ праздника оказался благодатной почвой для самых различных содержательно-пластических творческих интуиции. Погруженный в жизнь, в быт, он по самому своему существу выделен из будней, он и сам в себе, и, неизменно отзывчивый на любые личные и общественные призвуки, обертона, он зеркало, отражение окружающего. Праздник ведет свою, только ему доступную тему, и одновременно именно праздник становится аккумулятором самого широкого тематического разноречья. В этом качестве понятый и поэтически претворенный русской художественной культурой XIX в. образ праздника в литературе крупнейших мастеров слова получил глубокое, иногда определяющее этически-философское и пластически-изобразительное выражение.
То место, которое занимал образ праздника в картине мира, созданной русской прозой и драматургией 50-70-х годов XIX в., знаменует собой не только важное литературное событие эпохи, но и явление гораздо более широкого масштаба: можно было бы сказать, что музыка по величию и грандиозности созданных А. С. Даргомыжским, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым образов праздника, по их трагедийной напряженности и просветляющей силе, по тому центральному месту, которое праздничные мотивы занимают в оперной, хоровой и инструментальной музыке этих композиторов, в определенном смысле слова не только не уступает, но и соперничает с литературой. Звучащая стихия праздничности обладает рядом очевидных преимуществ перед словесным ее описанием: как бы ни было последнее наглядно, непосредственность слухового восприятия дает музыке ту непреложность, которая подобна факту - так есть, к которому лишь устремлено писательское, поэтическое слово.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Сущность Шиллера

Вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам…

Судьбы человечества

Мы специально обратились к таким произведениям живописи, которые…

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…