Автор: Ибрагим Солнцев | Категория: Культура
Какой бы из существующих сейчас методов анализа мы ни взяли, мы всегда будем иметь дело с совокупностью фиксированных текстов, адекватность которых звучащему оригиналу заведомо условна. То же самое происходит и в практике акустического анализа по осциллограммам или иным графическим изображениям звука. Всюду мы имеем дело не непосредственно со звуком, а с его визуальной моделью.
Чтобы удостовериться, что это так, обратимся к лучшему, что есть в нашем музыковедении, - к традициям так называемого целостного анализа. Подводя итоги более чем полувековой истории становления и развития этого метода, один из его основоположников и признанных корифеев, Л. А. Мазель, фактически подводит нас к мысли об определенном кризисе этого метода даже в рамках академического музыковедения. В одной из своих недавних статей он связывает существо применяемого ныне метода целостного анализа с определенным типом музыкальной культуры. В иных условиях, когда самый тип музыкальной культуры изменился и продолжает изменяться на наших глазах, традиционный анализ структуры нотного текста оказывается недостаточным. Чем менее стабилен тип музыкальной культуры, - пишет Л. А. Мазель, - тем недостаточней для анализа произведения разбор одной структуры, тем меньше шансов имеет такой разбор оказаться подлинно содержательным и соответствующим объективной действительности.
← Звуковысотность | Временное искусство устной традиции → |
---|