Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Бесовское наваждение

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Новолетие церковного календаря, рубеж между августом и сентябрем воздвигает над культурными и социально-историческими датами хроники свой временной отсчет. Новолетие напоминает нам о ветхозаветном предании и первых лучах новой эры (события из жизни Богоматери), восстанавливает исторические вехи в судьбе Византии (Крестовоздвижение, Покров), из глубины веков возникают закрепленные памятью народа образы императора Константина, осажденный турками Царьград.

Историзм вселенского масштаба оказывается соотнесенным с конкретной историей пореформенной России, с частной житейской хроникой нескольких распавшихся семейств. В результате такого рода наложения одних временных пластов на другие стереоскопическая глубина образа праздника получает множество дополнительных смыслов: профанные, призрачные, злые праздники «Бесов» хотели бы заставить забыть истинный праздник, которому в «нашей хронике» - воистину «отрицательной мистерии» - буквально не оставлено ни места, ни времени.
Одно из самых совершенных, глубоких и трагических произведений Достоевского кажется исключением даже в его творчестве: среди героев романа нет праведников. Соня Мармеладова, князь Мышкин, Макар Долгоруков, Алеша Карамазов и старец Зосима - образы, которые светом добра, кротости и любви освещают роковые столкновения страстей, мрачные бездны «помутившихся сердец человеческих». Они несут в себе положительные, жизнестроительные начала, ради утверждения которых, в сущности, и создавались «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». Как бы ни были сгущены краски Петербурга, Павловска или Скотопригоньевска, на пыльных улицах, в убогих трущобах, в углах и трактирах этих реальных и выдуманных городов нет-нет да и сверкал истинным светом подлинный праздник сердца - в парке, на зеленой скамье или под «аметистовым небом» монашеского скита - везде была своя, хоть краем коснувшаяся обыденной жизни «Кана Галилейская». Неужели самое «праздничное» из созданий писателя - «Бесы» - посвящено изображению только темных сторон бытия, господству зла; неужели жертвы, виновные и безвинные, заплатившие полной мерой за морок бесовского наваждения, принесены были напрасно и смерть празднует здесь окончательную победу на пепелище ложно направленных и впустую растраченных сил?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Творческий характер культуры

Отсюда и культивирование эмоционально-чувственных сторон, форм…

Композиторские стили

Во второй половине XIX в. была по-настоящему осмыслена композиторами…

Форма сценического изображения

Забегая вперед, отметим и другой показательный факт: ведущее…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…