Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века
Новолетие церковного календаря, рубеж между августом и сентябрем воздвигает над культурными и социально-историческими датами хроники свой временной отсчет. Новолетие напоминает нам о ветхозаветном предании и первых лучах новой эры (события из жизни Богоматери), восстанавливает исторические вехи в судьбе Византии (Крестовоздвижение, Покров), из глубины веков возникают закрепленные памятью народа образы императора Константина, осажденный турками Царьград.
Историзм вселенского масштаба оказывается соотнесенным с конкретной историей пореформенной России, с частной житейской хроникой нескольких распавшихся семейств. В результате такого рода наложения одних временных пластов на другие стереоскопическая глубина образа праздника получает множество дополнительных смыслов: профанные, призрачные, злые праздники «Бесов» хотели бы заставить забыть истинный праздник, которому в «нашей хронике» - воистину «отрицательной мистерии» - буквально не оставлено ни места, ни времени.
Одно из самых совершенных, глубоких и трагических произведений Достоевского кажется исключением даже в его творчестве: среди героев романа нет праведников. Соня Мармеладова, князь Мышкин, Макар Долгоруков, Алеша Карамазов и старец Зосима - образы, которые светом добра, кротости и любви освещают роковые столкновения страстей, мрачные бездны «помутившихся сердец человеческих». Они несут в себе положительные, жизнестроительные начала, ради утверждения которых, в сущности, и создавались «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». Как бы ни были сгущены краски Петербурга, Павловска или Скотопригоньевска, на пыльных улицах, в убогих трущобах, в углах и трактирах этих реальных и выдуманных городов нет-нет да и сверкал истинным светом подлинный праздник сердца - в парке, на зеленой скамье или под «аметистовым небом» монашеского скита - везде была своя, хоть краем коснувшаяся обыденной жизни «Кана Галилейская». Неужели самое «праздничное» из созданий писателя - «Бесы» - посвящено изображению только темных сторон бытия, господству зла; неужели жертвы, виновные и безвинные, заплатившие полной мерой за морок бесовского наваждения, принесены были напрасно и смерть празднует здесь окончательную победу на пепелище ложно направленных и впустую растраченных сил?
← Новолетие церковного календаря | Готический стиль → |
---|