Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Бесовское наваждение

Автор: Вальдемар Кустовский | Категория: Культура XIX века

Новолетие церковного календаря, рубеж между августом и сентябрем воздвигает над культурными и социально-историческими датами хроники свой временной отсчет. Новолетие напоминает нам о ветхозаветном предании и первых лучах новой эры (события из жизни Богоматери), восстанавливает исторические вехи в судьбе Византии (Крестовоздвижение, Покров), из глубины веков возникают закрепленные памятью народа образы императора Константина, осажденный турками Царьград.

Историзм вселенского масштаба оказывается соотнесенным с конкретной историей пореформенной России, с частной житейской хроникой нескольких распавшихся семейств. В результате такого рода наложения одних временных пластов на другие стереоскопическая глубина образа праздника получает множество дополнительных смыслов: профанные, призрачные, злые праздники «Бесов» хотели бы заставить забыть истинный праздник, которому в «нашей хронике» - воистину «отрицательной мистерии» - буквально не оставлено ни места, ни времени.
Одно из самых совершенных, глубоких и трагических произведений Достоевского кажется исключением даже в его творчестве: среди героев романа нет праведников. Соня Мармеладова, князь Мышкин, Макар Долгоруков, Алеша Карамазов и старец Зосима - образы, которые светом добра, кротости и любви освещают роковые столкновения страстей, мрачные бездны «помутившихся сердец человеческих». Они несут в себе положительные, жизнестроительные начала, ради утверждения которых, в сущности, и создавались «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». Как бы ни были сгущены краски Петербурга, Павловска или Скотопригоньевска, на пыльных улицах, в убогих трущобах, в углах и трактирах этих реальных и выдуманных городов нет-нет да и сверкал истинным светом подлинный праздник сердца - в парке, на зеленой скамье или под «аметистовым небом» монашеского скита - везде была своя, хоть краем коснувшаяся обыденной жизни «Кана Галилейская». Неужели самое «праздничное» из созданий писателя - «Бесы» - посвящено изображению только темных сторон бытия, господству зла; неужели жертвы, виновные и безвинные, заплатившие полной мерой за морок бесовского наваждения, принесены были напрасно и смерть празднует здесь окончательную победу на пепелище ложно направленных и впустую растраченных сил?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Орнаментально-ритмическая система

Исследователи говорят об этом периоде как об общеевропейском…

Фольклорные явления

Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших…

Обыденное сознание

Становится ясным, что влияние социологических факторов не может здесь…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…