Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Московские интеллектуалы

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Московские интеллектуалы 1830- 1840-х годов, в чьем окружении возмужал Герцен, находясь так или иначе в оппозиции к крепостнической николаевской монархии, создают свою собственную - не чиновничью, не военную, не светскую - среду, свой собственный жизненный уклад - вольный, романтический и вместе с тем, как выразился Пастернак по аналогичному случаю, заряженный бытом, как порохом.

Этот жизненный уклад, как и создавшие его люди, поражает своей колоритностью, широтой, разнообразием, а порой безалаберностью и вместе с тем устойчивым нравственным единством, нравственной чистотой. «Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие - свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas - поглощает все»".
От нивелирующего давления официального общества, сословных традиций, мнения света, семейного и политического гнета, неблагоприятных жизненных обстоятельств, от уродливых последствий помещичьего богатства или разночинной нищеты спутники молодости Герцена спасаются действием, историческим деянием , как они его понимают.
Историческим персонажем в «Былом и думах» становится не только артист Щепкин, университетский профессор Грановский или литературный критик Белинский, но и невеста Герцена, Натали, - кроткая. Бесправной воспитаннице черствой деспотичной барыни уготована незавидная участь Лизы, компаньонки старухи-графини в «Пиковой даме». Однако же в душе молчаливой и болезненной девушки, погруженной в свои одинокие мечты, зреют героические силы внутреннего освобождения. Она решается устроить свою жизнь по собственной воле, а не по теткиным расчетам, в согласии со своим романтическим идеалом.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Образный строй искусства

Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами…

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…