Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Итак, человек в «Былом и думах» тем значительнее, чем теснее связан со своей бытовой культурной и общественной средой и чем сильнее может повлиять на нее. Одно у Герцена естественно и парадоксально связано с другим.
Тем трагичнее (или смешнее) складывается судьба многих вождей революционной эмиграции. Навсегда вырванные из своей природной среды, они утрачивают с ней внутренние связи, сохраняя лишь иллюзорную форму этих связей.
Судьба смелых, но обреченных на неудачу польских аристократов-повстанцев или итальянских эмиссаров-заговорщиков.
Судьба Ледрю-Роллена, импозантного, самоуверенного, трусоватого и красноречивого оратора, навсегда застрявшего в историческом прошлом, живущего не революцией, но мифом о революции.
Герцен боготворит людей, преданных делу освобождения своего народа; он восхищается восставшими парижскими блузниками, бунтующими итальянцами - гул народных возмущений, грозных праздников революции его пьянит. Он высоко ставит агитаторов и вождей восставшего народа. Но к пожизненным заговорщикам, честолюбивым фанатикам революционного терроризма относится с опаской, отдавая, впрочем, должное их храбрости. Вот почему у итальянцев его любимец Джузеппе Гарибальди, а не Феличе Орсини, например. О людях типа Орсини в «Былом и думах» сказано пророчески. Такие личности «дивят добром, дивят злом, поражают силой страстей, силой воли. Беспокойная закваска бродит в них с ранних лет, им надобна опасность, надобен блеск, лавры, похвалы; это натуры чисто южные, с острой кровью в жилах, со страстями, почти непонятными для нас, готовые на всякое лишение, всякую жертву из своего рода жажды наслаждения.
← Судьба смелых | Герцен блистает и тут, и там → |
---|