Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Деятельность людей этого круга

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Дворянский революционер, связавший эпоху декабристов с эпохой разночинного революционного движения, человек, поразивший воображение Толстого, Достоевского и Ленина, - Герцен никогда не мог забыть своих корней, своих московских друзей, людей 1830-1840-х годов; всю жизнь он чувствовал себя одним из них и запечатлел их облик навечно.

«Былое и думы» - это перевал между первой и второй половиной XIX в., становой хребет русской культуры прошлого столетия. Срединное переломное время века вступает здесь в диалог с историческим временем, ему непосредственно предшествующим, но уже бесповоротно ушедшим в прошлое. Герцен итожит культурную эпоху Пушкина, Лермонтова, Белинского и Гоголя и предвещает время зрелого Толстого и Достоевского.
С горных вершин «Былого и дум» отчетливо видна дорога назад - к Пушкину и декабристам и дорога вперед - к нашей современности.

Постоянный интерес автора «Былого и дум» к крупным колоритным личностям принципиален, тем более на фоне мертвящих нивелирующих воздействий николаевского режима, при котором «нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, все передовое, энергическое вычеркнуто из жизни. Остальные - испуганные, слабые, потерянные - были мелки, пусты; дрянь александровского поколения заняла первое место; они мало-помалу превратились в подобострастных дельцов, утратили дикую поэзию кутежей и барства и всякую тень самобытного достоинства. ..» . Среди персонажей герценовской портретной галереи попадаются чудаки, монстры, но нет представителей мещанской середины, а если они и встречаются, то обрисованные мельком, наскоро, порою взятые гуртом, чохом, в своей стертой общности. Так управлялся Герцен, например, с самодовольным, пошлым французским мещанством, задушившим революцию 1848 года, и с русским чиновничеством, крапивным семенем, у которого вся натура выражается через две незатухающие страсти, две низменные черты: угодничество и лихоимство.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Тезис о природном основании искусства

За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной…

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…