Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Деятельность людей этого круга

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Дворянский революционер, связавший эпоху декабристов с эпохой разночинного революционного движения, человек, поразивший воображение Толстого, Достоевского и Ленина, - Герцен никогда не мог забыть своих корней, своих московских друзей, людей 1830-1840-х годов; всю жизнь он чувствовал себя одним из них и запечатлел их облик навечно.

«Былое и думы» - это перевал между первой и второй половиной XIX в., становой хребет русской культуры прошлого столетия. Срединное переломное время века вступает здесь в диалог с историческим временем, ему непосредственно предшествующим, но уже бесповоротно ушедшим в прошлое. Герцен итожит культурную эпоху Пушкина, Лермонтова, Белинского и Гоголя и предвещает время зрелого Толстого и Достоевского.
С горных вершин «Былого и дум» отчетливо видна дорога назад - к Пушкину и декабристам и дорога вперед - к нашей современности.

Постоянный интерес автора «Былого и дум» к крупным колоритным личностям принципиален, тем более на фоне мертвящих нивелирующих воздействий николаевского режима, при котором «нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, все передовое, энергическое вычеркнуто из жизни. Остальные - испуганные, слабые, потерянные - были мелки, пусты; дрянь александровского поколения заняла первое место; они мало-помалу превратились в подобострастных дельцов, утратили дикую поэзию кутежей и барства и всякую тень самобытного достоинства. ..» . Среди персонажей герценовской портретной галереи попадаются чудаки, монстры, но нет представителей мещанской середины, а если они и встречаются, то обрисованные мельком, наскоро, порою взятые гуртом, чохом, в своей стертой общности. Так управлялся Герцен, например, с самодовольным, пошлым французским мещанством, задушившим революцию 1848 года, и с русским чиновничеством, крапивным семенем, у которого вся натура выражается через две незатухающие страсти, две низменные черты: угодничество и лихоимство.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Типологическое отличие

Дело в том, что любые влияния и воздействия, испытываемые народным…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…