Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Историки литературы говорят нам о романтическом и реалистическом периодах в духовном развитии Герцена. В самом деле, молодым человеком он строит свою жизнь по высоким литературным образцам и героическим преданиям истории.
Впоследствии, испытав тяжкие разочарования, вплотную столкнувшись с общественной реальностью, с бытовыми обличьями своей эпохи, возмужав и закалившись в борьбе, стал трезвым, проницательно мыслящим человеком, готовым во всеоружии встретить любые испытания, которые пошлет ему судьба. В «Былом и думах» Герцен-реалист рассказывает о Герцене-романтике. Жизнь, начатая своевольно и сознательно, широко, но в строгом согласии со своими нравственными убеждениями, сначала проживается набело, чтобы потом под влиянием исторических и личных обстоятельств, в свое время не предусмотренных, продолжиться начерно, испещренной безжалостными исправлениями и помарками. Это чередование романтических и реалистических периодов, в сущности говоря, проходит через всю жизнь Герцена и лишь в конечном счете - когда мы смотрим на нее из исторического далека - членит ее на период до и после 1848 г.
Революционная деятельность Герцена начинается с пылких мальчишеских клятв, студенческих пирушек, выходок и разговоров, чтобы прерваться тюрьмой и ссылкой.
В России, которая мается под гнетом царского деспотизма, он грезит о Западе, на Западе видит разгул рассвирепевшего мещанства, которое расстреливает повстанцев-пролетариев. С отроческих лет он боготворит революционных вождей, героев, подымающихся против тирании с оружием в руках; в Лондоне в течение многих лет ему приходится быть близким свидетелем интриг и дрязг опустившейся революционной эмиграции и все время держаться настороже, чтобы не стать их участником.
← Историки литературы | Рядом с Белинским → |
---|