Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Портрет самого Герцена

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

В «Былом и думах» продолжена пушкинская, от «Евгения Онегина» идущая традиция, устанавливающая гармоническое равновесие между интимными, исповедническими мотивами и мотивами повествовательными, направленными на внешний мир, на других людей, на целые народы.

Жадный интерес к общественности, политике, искусству, передовой мысли, вовне лежащей, широко вокруг расстилающейся жизни, характерным проявлениям современного публичного быта - при развитом индивидуальном начале, глубоком, сознательно воспитанном самосознании личности - выносит душевную жизнь Герцена на исторический простор. Он не дает замкнуть себя границами частной, семейной, кабинетной жизни; всегда они были Герцену тесны.
Если внимательно читать «Былое и думы», нетрудно заметить, что портреты близких людей и единомышленников Герцен пишет не так, как портреты своих врагов, скажем представителей русской или французской бюрократии. В первом случае - идет ли речь о Натали или об Огареве и Грановском - главным образом говорится о внутреннем мире человека, о круге идей, неотделимых от его личности, во втором - внимание больше сосредоточено на внешнем облике героя, этой внешностью, официальным и бытовым обликом личность государственного человека - детали бюрократической или полицейской машины, - собственно говоря, и исчерпывается.
Положение Гегеля «все действительное разумно», попутавшее Белинского, склонившее его на некоторое время к ссоре с Герценом и примирению с николаевским режимом, о чем он вскоре, как известно, горько пожалел, это рискованное положение в трактовке Герцена приобрело революционный смысл. Что не разумно, то и не действительно и, следовательно, не должно существовать и как бы уже не существует, не имеет для своего существования достаточных резонов. Этот взгляд на окружающую жизнь не был умозрительным. В «Былом и думах» он проявляется непроизвольно, как выношенное нравственное убеждение - нечто, само собой разумеющееся, сказываясь прежде всего в художественном методе Герцена-портретиста.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Главные духовные принципы

Искусство тем не менее выступило сферой, где созрели и воплотились…

Связь культуры с деятельностью

Так же и в продуктах духовного производства: к культуре относится не…

Опыт Л. Н. Лебединского

В качестве примера сошлюсь на успешный опыт Л. Н. Лебединского,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…