Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жадный интерес к общественности

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Рядом с Белинским, Чаадаевым, Бакуниным, Грановским, Щепкиным или Хомяковым - они живут напряженной внутренней жизнью, озаренной творческим огнем, окрыленной духовными исканиями, направленными к высшим нравственным целям, - фигуры графа Бенкендорфа, Дубельта или императора Николая кажутся не только тусклыми, но и не вполне живыми, чуть не фантомами.

Они показаны во всей своей внешней существенности, у них есть тело,- затянутое в мундир, есть черты лица (у Дубельта «черты его имели что-то волчье и даже лисье, то есть выражали тонкую смышленность хищных зверей», у Бенкендорфа его заурядное остзейское лицо «было измято, устало, он имел обманчиво добрый взгляд, который часто принадлежит людям уклончивым и апатическим», Николай славился своим леденящим взглядом, который вгонял собеседника в столбняк, и своими лосинами, сводившими с ума лондонских дам), есть официальные обязанности, которые они одинаково рьяно исполняют, кое у кого из них есть прошлое, например у Дубельта, или прихоти как у Николая, но автору и читателю «Былого и дум» ничего не известно об их самобытной или хотя бы самостоятельной духовной жизни; есть ли она у них?
«Стройность одинаковости, отсутствие разнообразия, личного, капризного, своеобычного, обязательная форма, внешний порядок - все это в высшей степени развито в самом нечеловеческом состоянии людей - в казармах. Мундир и однообразие - страсть деспотизма».
Казарма, казарменный режим, казарменные души - идеал николаевской государственности.
У Герцена в русской части его мемуаров выведены крестьяне, дворовые, учителя, студенты, профессора, светские женщины, священники, опальные аристократы, офицеры, артисты, хозяева гостиниц, писатели, философы, каждый из них - занимательная, индивидуально очерченная фигура. И тут же - официальная николаевская Россия, «промежуточная среда», простирающаяся от Вятки до Петербурга, понятая Герценом как форма, лишенная какого бы то ни было нравственного содержания, кроме разве что самого низменного, не-разумного, сведенного к телесным, карьерным и карательным мотивам. У крепостнической, чиновничьей и полицейской державы еще достанет сил, чтобы держать в своих руках целый народ и душить все «действительное», т. е. живое, устремленное к самостоятельному историческому действию, но сама она ничтожна, неподвижна и непроизводительна, одним словом, мертва, ее населяют мертвые души. Она и есть и как бы нет ее вовсе. Нужны самоотверженные освободительные усилия нескольких поколений, чтобы ее на самом деле не стало.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Художник-реалист

Действие начинается в интерьере, напоминающем то ли храм, то ли…

Убеждение Лессинга

Ее отсутствие породило множество трудностей, в борьбе с которыми и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…