Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Герцен начинает свой жизненный путь

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Герцен начинает свой жизненный путь в отцовском доме среди крепостных слуг и помещиков-аристократов, а кончает на чужбине, переезжая из одной европейской страны в другую, встречаясь иногда с новым, разночинным поколением русских революционеров; для некоторых из них он сам - обломок канувшего в прошлое времени, представитель устаревшей генерации освободительного движения, в нем видят русского барина-идеалиста 1830-1840-х годов.

Со своей стороны, он пишет портреты молодых революционеров сочувственно, но нелицеприятно, как представитель поколения, более широкого по своему духовному складу.
В портрете Энгельсона, воплощающего для Герцена тип петрашевца, угадана новая разновидность деклассированного «лишнего» человека, предвещающего «человека из подполья», - воспаленный, раздрызганный склад души, нездоровая, накаленная, неустойчивая психологическая атмосфера, в которой рождается преступление. «Преступление, - замечает Л. Гинзбург, - возникает здесь не случайно, это связано с теми психологическими „безднами", столь непонятными Герцену, - куда заглядывает Эн-гельсон. Из сочетания слов - „что-то восьмилетнее, восемнадцатилетнее, восьмидесятилетнее" может быть развернуто большое обобщение. Это мысль о том, что деклассированному, опустошенному сознанию присуще сочетание старчества с инфантильностью, что зрелость ему всегда недоступна».
Портрет самого Герцена, увиденный со стороны его внутренней жизни и его интимного окружения, его бытовой и духовной среды, развернутый во времени, сохраняет в «Былом и думах» свои главные черты, хотя и меняется - от пылкого независимого и доброго мальчика, от романтически настроенного, готового на подвиг шиллеровского юноши, младшего брата декабристов, от разочарованного и мятежного молодого человека, близкого одновременно романтическим героям пушкинских поэм и лермонтовскому Печорину, до зрелого мужа, который взвалил на себя нелегкую ношу и несет ее, не сгибаясь, не уклоняясь от избранного когда-то пути.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Установки на испытание

Факты подобной типологии вскрывает и Н. П. Михальская, анализируя…

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Построение теоретических концепций

Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…