Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века
Человек у Герцена берется вместе со своим бытовым окружением, на фоне природной обстановки и культурной, общественной традиции, около которой он возрос.
Портреты, написанные Герценом, обладают чудесным свойством: говоря о живых, реально существовавших людях, автор «Былого и дум» создает «типические образы в типических обстоятельствах».
Герой дается на фоне своего жизненного окружения и кладет на него резкий отпечаток, как это свойственно, например, персонажам гоголевской поэмы. Человек попадает на книжную страницу вместе с ароматом и красками бытовой и культурной среды, которая формирует его так же, как он ее. Персонажей Герцена нельзя представить себе в другой исторической ситуации, в иных хронологических границах. В самом сжатом портрете у Герцена, как отмечали исследователи его творчества, изображается и сам человек - его судьба, его прошлое и будущее и - главное - его идея, если она у него имеется іи. Тем более что Герцена, как Достоевского, преимущественно занимают люди сильных страстей, преданные своей жизненной идее, какова бы она ни была, выносившие, выстрадавшие ее. Русские аристократы XVIII в., опально доживающие свой век в Москве и Петербурге в царствование Николая I, декабрист Мих. Орлов, оставшийся не у дел, «лев в клетке», молодые участники русского революционного движения, выросшие в страшное, удушливое, послепушкинское время, - они противостоят своему времени и им же выпестованы и изувечены. Портрет в «Былом и думах» - это образ человека и живое воплощение политического и нравственного климата целой эпохи. Многочисленные, иногда более, иногда менее подробные, обычно сочувственные, но иногда и саркатические, однако же всегда живописные и проницательные портреты лидеров европейской эмиграции представляют собой одновременно и характеристику национального революционного движения, которое этот лидер олицетворяет.
← Человек у Герцена | Деятельность людей этого круга → |
---|