Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рядом с Белинским

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Новых друзей и знакомцев, встреченных во Франции, Италии или Англии, так же как молодых соратников, приезжающих к нему в Лондон из России, Герцен мерит старой московской меркой, сравнивая их с кругом своих единомышленников 1830-1840-х годов, никогда не забывая, с какими выдающимися людьми когда-то свела его судьба.

Центральной фигурой первых четырех частей «Былого и дум» (их ядро - главы о западниках и славянофилах) оказывается Белинский, чей портрет написан вдохновенно и нежно, с точностью в главном, с удивительной памятливостью на живые детали, с чувством светлого юмора и романтической интонацией, крепнущей в ходе рассказа.
Так же закономерно главным героем тех частей «Былого и дум», которые посвящены эмигрантской «Одиссее» (в том смысле «Одиссее», что, оставаясь за границей, на Западе, вынужденный пребывать долгие годы на чужбине, Герцен хочет возвратиться в Россию, пробить себе путь на родину пером, влиятельным участием в борьбе передовых людей своего народа), оказывается повстанец Гарибальди, «плебей в красной рубашке»; встреча с ним, казалось бы, носит эпизодический характер - на самом деле это одна из кульминаций «Былого и дум».
Бойцом и нищим пал, - вспоминает Герцен, - изнуренный трудом и страданиями Белинский, чьи статьи «судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге». «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец!» С тем же восхищением говорится о Гарибальди, бывшем лодочнике, капитане корабля, народном вожаке, человеке «с простотой ребенка, с отвагой льва».
Белинский и Гарибальди, русский интеллигент и итальянский простолюдин, литературный критик и повстанец, воин, оба героически противоборствуют главным врагам Герцена - самодержавному деспотизму и мещанской заурядности, для автора «Былого и дум» эти враги близки друг другу и стоят один другого: деспотизм западного мещанства и заурядность, посредственность царя-деспота.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусствознание и культурология

В нашей эстетической литературе гораздо чаще дает о себе знать модель…

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Абсолютное прошлое

Увы, к этому приводит инерция прямолинейного социологизирования, не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…