Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рядом с Белинским

Автор: Михаил Бабенка | Категория: Культура XIX века

Новых друзей и знакомцев, встреченных во Франции, Италии или Англии, так же как молодых соратников, приезжающих к нему в Лондон из России, Герцен мерит старой московской меркой, сравнивая их с кругом своих единомышленников 1830-1840-х годов, никогда не забывая, с какими выдающимися людьми когда-то свела его судьба.

Центральной фигурой первых четырех частей «Былого и дум» (их ядро - главы о западниках и славянофилах) оказывается Белинский, чей портрет написан вдохновенно и нежно, с точностью в главном, с удивительной памятливостью на живые детали, с чувством светлого юмора и романтической интонацией, крепнущей в ходе рассказа.
Так же закономерно главным героем тех частей «Былого и дум», которые посвящены эмигрантской «Одиссее» (в том смысле «Одиссее», что, оставаясь за границей, на Западе, вынужденный пребывать долгие годы на чужбине, Герцен хочет возвратиться в Россию, пробить себе путь на родину пером, влиятельным участием в борьбе передовых людей своего народа), оказывается повстанец Гарибальди, «плебей в красной рубашке»; встреча с ним, казалось бы, носит эпизодический характер - на самом деле это одна из кульминаций «Былого и дум».
Бойцом и нищим пал, - вспоминает Герцен, - изнуренный трудом и страданиями Белинский, чьи статьи «судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге». «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец!» С тем же восхищением говорится о Гарибальди, бывшем лодочнике, капитане корабля, народном вожаке, человеке «с простотой ребенка, с отвагой льва».
Белинский и Гарибальди, русский интеллигент и итальянский простолюдин, литературный критик и повстанец, воин, оба героически противоборствуют главным врагам Герцена - самодержавному деспотизму и мещанской заурядности, для автора «Былого и дум» эти враги близки друг другу и стоят один другого: деспотизм западного мещанства и заурядность, посредственность царя-деспота.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Критикуя недостаточную обоснованность ряда концепций, он решает…

Теория европейского искусства

Теория европейского искусства естественно, своим ходом подошла к…

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…