Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Символика форм

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

В храме Христа Спасителя значимо все. Особенности расположения. Поблизости от Кремля, но не в Кремле, в непосредственном соотношении с ним, но вне его - этим подчеркивалась связь с ним и отделенность от него, самостоятельность по отношению к нему. Храм Христа сооружается на одном с Кремлем берегу Москвы-реки и этим уподобляется собору Василия Блаженного, стоявшему на другой, восточной от Кремля стороне.

Сходству местоположения соответствовало содержательное сходство. Тот и другой - храмы-памятники, с которыми соотносились эпохальные события в жизни страны и народа. Формы и композиция храма восходили к образцам, ассоциировавшимся с истоками русской государственной мощи: к Успенскому собору Владимира и Успенскому собору Московского Кремля, отчасти к старомосковским храмам. Колоссальность размеров храма тоже содержательна. Издревле символика размеров находилась в прямой зависимости от символики значений. Задуманный как храм-памятник войне 1812 г., храм Христа Спасителя стал первым музеем Отечественной войны 1812 г.
Символика форм, композиции, отказ от идеи А. Л. Витберга взять за основу собор св. Петра в Риме объяснялись тем, что создание памятника войне 1812 г. в 1830-е годы осмыслялось уже как создание национального храма-памятника. Поворотное значение Отечественной войны 1812 г. в деле роста крепнущего национального самосознания благоприятствовало своеобразной подмене понятий: храм-памятник начинал восприниматься как храм нации. Сакральное понятие подменялось мирским и переживало процесс сакрализации. Храм Христа Спасителя превращался в символ самой высокой, самой значительной идеи XIX в. Отсюда и его размеры. Встраиваясь в ряд величайших творений прошлого, он благодаря своим размерам и структуре - компактности скульптурного объема, всефасадности, высоте - не только идейно, но и композиционно превращался в своеобразный стержень, зримый центр городского ансамбля древней столицы. При подъезде к Москве храм открывался издалека, за десятки верст. Он был видим практически отовсюду в южной, юго-западной и северо-западной зонах Москвы, видим из Кремля, из Китай-города, Александровского сада.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Романтизм и культура

Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму,…

Народное восприятие мира как ритма и цикла

Народное восприятие мира как ритма и цикла запечатлелось в многоликом…

Музыканты-профессионалы

Каким бы высоким авторитетом (скажем, Балакирева или…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…