Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он защищает видимость от упрека в обмане или в том, что она лишь просто оболочка, и понимает ее как рефлектированную непосредственность (Лукач говорит об опосредованной непосредственности).
Как эстетический способ бытия идеи видимость просто незаменима и необходима для опосредования истины в искусстве: не было бы истины, если бы она не казалась и не являлась. Таким образом, искусство не обманывает, оно позволяет познать себя как явление, но как такое, которое через себя указывает на внутреннее. Для Гегеля чувственное в художественном произведении не носит характера ссылки (на духовное) чувственное в художественном произведении принадлежит сфере идеального. Нельзя, конечно, не учитывать, что у Гегеля, в соответствии с характером его системы, идея, которая чувственно является также и прекрасным и в искусстве, является такой идеей, которая пока еще не достигла своей понятийности. У Канта, как и у Гегеля, понятие видимости обозначает то, что в рациональном познании и в понятийное не раскрывается.
← Понятие видимости в эстетике немецкого идеализма | Разграничение с аллегорией → |
---|