Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рост самосознания личности

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Владельцы и арендаторы городских садов второй половины столетия во многих случаях ставили задачу организации зрелищ, «способных в занятной, затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры». Новую программу отражает название балаганного театра, функционировавшего с 1873 г. на народных гуляньях на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге под руководством А. Я. Алексеева-Яковлева, - «Развлечение и польза». А. Н. Бенуа приводит еще одно программное для второй половины прошлого столетия название аналогичного театра - «Просвещение и забава».

Поскольку демонстрация технических новинок имела давние традиции, остававшиеся в общем неизменными, основные новшества балаганных театров связаны с сознательным стремлением приобщить народ к достижениям современной духовной культуры, прежде всего к вершинам русской литературы. А. Я. Алексеев-Яковлев в театре «Развлечение и польза» и на представлениях в Михайловском манеже наряду с традиционно пользовавшимися успехом постановками на военно-патриотические темы осуществляет инсценировки русских былин и сказок, романов Жюля Верна, произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. В процессе приспособления к вкусам массового зрителя произведения высокой литературы претерпевают трансформацию в соответствии с законами массового искусства. Они обретают лубочность, фееричность и сказочность.
Стилистике представлений, даваемых на гуляньях и в парках, сродни их архитектурное оформление. Эти виды художественного творчества объединяет общность функции, целей и генезиса. Каждое из них в основе своей восходит к «высокой» культуре, переживающей трансформацию в процессе «опускания» в иные социальные слои и своеобразного обытовле-ния с неизбежной в данном случае ориентацией на массовый вкус и ассимиляцией элементов массовой культуры. «Волшебно-феерический постановочный стиль «ярмарочно-площадной» сцены неотделим «от праздничной городской площади», существует «в тесном сочетании с явлениями быта» . Им сродни «ярмарочно-феерическая» среда общественного парка с ее праздничностью, броскостью, лубочностыо. Она представляла собой сниженный вариант пронизанной историзмом среды усадебного пейзажного парка сентиментализма, преобразованного поэтикой народных гуляний .

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Правильное соотнесение частичных знаний

Психологический подход может быть результативным также только при…

Примитивный человек

Как бы там ни было, искусство служило посредником между повседневным…

Тенденция к строгой упорядоченности текста

Важно, что эти две тенденции, два механизма художественного монтажа…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…