Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рост самосознания личности

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Владельцы и арендаторы городских садов второй половины столетия во многих случаях ставили задачу организации зрелищ, «способных в занятной, затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры». Новую программу отражает название балаганного театра, функционировавшего с 1873 г. на народных гуляньях на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге под руководством А. Я. Алексеева-Яковлева, - «Развлечение и польза». А. Н. Бенуа приводит еще одно программное для второй половины прошлого столетия название аналогичного театра - «Просвещение и забава».

Поскольку демонстрация технических новинок имела давние традиции, остававшиеся в общем неизменными, основные новшества балаганных театров связаны с сознательным стремлением приобщить народ к достижениям современной духовной культуры, прежде всего к вершинам русской литературы. А. Я. Алексеев-Яковлев в театре «Развлечение и польза» и на представлениях в Михайловском манеже наряду с традиционно пользовавшимися успехом постановками на военно-патриотические темы осуществляет инсценировки русских былин и сказок, романов Жюля Верна, произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. В процессе приспособления к вкусам массового зрителя произведения высокой литературы претерпевают трансформацию в соответствии с законами массового искусства. Они обретают лубочность, фееричность и сказочность.
Стилистике представлений, даваемых на гуляньях и в парках, сродни их архитектурное оформление. Эти виды художественного творчества объединяет общность функции, целей и генезиса. Каждое из них в основе своей восходит к «высокой» культуре, переживающей трансформацию в процессе «опускания» в иные социальные слои и своеобразного обытовле-ния с неизбежной в данном случае ориентацией на массовый вкус и ассимиляцией элементов массовой культуры. «Волшебно-феерический постановочный стиль «ярмарочно-площадной» сцены неотделим «от праздничной городской площади», существует «в тесном сочетании с явлениями быта» . Им сродни «ярмарочно-феерическая» среда общественного парка с ее праздничностью, броскостью, лубочностыо. Она представляла собой сниженный вариант пронизанной историзмом среды усадебного пейзажного парка сентиментализма, преобразованного поэтикой народных гуляний .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…