Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рост самосознания личности

Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века

Владельцы и арендаторы городских садов второй половины столетия во многих случаях ставили задачу организации зрелищ, «способных в занятной, затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры». Новую программу отражает название балаганного театра, функционировавшего с 1873 г. на народных гуляньях на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге под руководством А. Я. Алексеева-Яковлева, - «Развлечение и польза». А. Н. Бенуа приводит еще одно программное для второй половины прошлого столетия название аналогичного театра - «Просвещение и забава».

Поскольку демонстрация технических новинок имела давние традиции, остававшиеся в общем неизменными, основные новшества балаганных театров связаны с сознательным стремлением приобщить народ к достижениям современной духовной культуры, прежде всего к вершинам русской литературы. А. Я. Алексеев-Яковлев в театре «Развлечение и польза» и на представлениях в Михайловском манеже наряду с традиционно пользовавшимися успехом постановками на военно-патриотические темы осуществляет инсценировки русских былин и сказок, романов Жюля Верна, произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. В процессе приспособления к вкусам массового зрителя произведения высокой литературы претерпевают трансформацию в соответствии с законами массового искусства. Они обретают лубочность, фееричность и сказочность.
Стилистике представлений, даваемых на гуляньях и в парках, сродни их архитектурное оформление. Эти виды художественного творчества объединяет общность функции, целей и генезиса. Каждое из них в основе своей восходит к «высокой» культуре, переживающей трансформацию в процессе «опускания» в иные социальные слои и своеобразного обытовле-ния с неизбежной в данном случае ориентацией на массовый вкус и ассимиляцией элементов массовой культуры. «Волшебно-феерический постановочный стиль «ярмарочно-площадной» сцены неотделим «от праздничной городской площади», существует «в тесном сочетании с явлениями быта» . Им сродни «ярмарочно-феерическая» среда общественного парка с ее праздничностью, броскостью, лубочностыо. Она представляла собой сниженный вариант пронизанной историзмом среды усадебного пейзажного парка сентиментализма, преобразованного поэтикой народных гуляний .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Храмовая архитектура

Но дело в том, что в храмовой архитектуре - это тяжесть особого рода,…

Миф как психолингвистический феномен

Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия…

Путешествие за бабочкой

Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…