Автор: Олег Чусь | Категория: Культура XIX века
К семантике, стилистике и типу организации пространства пейзажного парка сентиментализма восходят не только генетически связанные с парком типы архитектурного творчества. Архитектурный процесс в XIX-начале XX в. протекает под знаком распространения свойственных первоначально лишь парковой архитектуре принципов на зодчество в целом по мере того, как выражаемые ею понятия приобретают господствующее значение в общественном сознании.
Речь идет о получившем правительственную поддержку обращении к наследию древнерусского зодчества при проектировании храмов, которому придавалось исключительно важное символическое значение. С ним в первую очередь, как уже отмечалось, и стало ассоциироваться возрождение национальности, возвращение к истокам национальной культуры. Реставрация первого крупного христианского храма Десятинной церкви в Киеве (фактически она была сооружена заново по проекту В. П. Стасова на старых фундаментах в 1825-1827 гг.) и проектирование по прямой подсказке Николая церкви Екатерины у Калинкина моста в Петербурге в русском стиле (1829 г.) отмечают начало процесса. Единичные события получили всероссийский резонанс после решения в 1832 г. возобновить строительство храма Христа Спасителя в Москве, но на новом месте, в ином стиле, по проекту другого архитектора - К. А. Тона. В историческом центре древней столицы на самом высоком после Кремлевского холма месте на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от него был сооружен собор, самый крупный в России, превзошедший по высоте такую национальную святыню, как колокольня Ивана Великого в Москве.
← Символика форм | Стилистика представлений → |
---|