Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
В изучаемый период, в особенности в его начале, было распространено и другое уподобление станковой картины, для нас тоже очень важное. Плоскость холста сравнивалась в этом случае не с окном, не с прозрачным стеклом, через которое можно наблюдать происходящее вокруг, а с зеркалом. Поставленное лицом к зрителю, оно позволяло видеть его судьбу, его помыслы и надежды, его идеалы и мечты. Но в то же время это зеркало обладало свойством отражать и самого художника, его душу, его представления о мире и о людях.
Буквальнее всего свое «зеркальное» качество русская живопись второй половины XIX в. демонстрирует в длинной серии автопортретов - наиболее «культурфилософском» жанре изобразительного искусства. Но в занимающий нас период об искусстве как о зеркале говорят и в более широком значении, имея в виду новые эстетические задачи творчества. Пушкинский «магический кристалл» позволял поэту хотя бы «смутно» провидеть жизнь в ее полноте. То, что виделось теперь в зеркале или в системе зеркал, вызывало совершенно иное отношение к действительности и превращало будущее в загадку, в одну из самых мучительных проблем художественного сознания эпохи.
Понятно, что «зеркальное» свойство станковой живописи не являлось в глазах современников ее прерогативой. Более того, они, например, полностью отдавали себе отчет в том, что принцип «зеркальности» как метод художественного претворения жизни и как способ выражения авторской позиции был полнее и глубже всех использован Гоголем . Но здесь существовала и одна особенность: «поставить зеркало перед глазами зрителей» - таким оборотом современники пользовались обычно лишь тогда, когда говорили именно про картину, разумея непосредственную физическую возможность произвести подобное действие.
«Ставить перед глазами» музыку, книгу, спектакль можно было, понятно, лишь в сугубо фигуральном смысле. Между «окном» и «зеркалом» - так, стало быть, стоит условно назвать тот набор инструментов, те оптические приборы, с помощью которых художник вел диалог со зрителем и с которым нам, исследуя тему, придется постоянно иметь дело.
← «Зеркальное» свойство | Картина мира и судьба человека → |
---|