Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

В изучаемый период, в особенности в его начале, было распространено и другое уподобление станковой картины, для нас тоже очень важное. Плоскость холста сравнивалась в этом случае не с окном, не с прозрачным стеклом, через которое можно наблюдать происходящее вокруг, а с зеркалом. Поставленное лицом к зрителю, оно позволяло видеть его судьбу, его помыслы и надежды, его идеалы и мечты. Но в то же время это зеркало обладало свойством отражать и самого художника, его душу, его представления о мире и о людях.

Буквальнее всего свое «зеркальное» качество русская живопись второй половины XIX в. демонстрирует в длинной серии автопортретов - наиболее «культурфилософском» жанре изобразительного искусства. Но в занимающий нас период об искусстве как о зеркале говорят и в более широком значении, имея в виду новые эстетические задачи творчества. Пушкинский «магический кристалл» позволял поэту хотя бы «смутно» провидеть жизнь в ее полноте. То, что виделось теперь в зеркале или в системе зеркал, вызывало совершенно иное отношение к действительности и превращало будущее в загадку, в одну из самых мучительных проблем художественного сознания эпохи.

Понятно, что «зеркальное» свойство станковой живописи не являлось в глазах современников ее прерогативой. Более того, они, например, полностью отдавали себе отчет в том, что принцип «зеркальности» как метод художественного претворения жизни и как способ выражения авторской позиции был полнее и глубже всех использован Гоголем . Но здесь существовала и одна особенность: «поставить зеркало перед глазами зрителей» - таким оборотом современники пользовались обычно лишь тогда, когда говорили именно про картину, разумея непосредственную физическую возможность произвести подобное действие.

«Ставить перед глазами» музыку, книгу, спектакль можно было, понятно, лишь в сугубо фигуральном смысле. Между «окном» и «зеркалом» - так, стало быть, стоит условно назвать тот набор инструментов, те оптические приборы, с помощью которых художник вел диалог со зрителем и с которым нам, исследуя тему, придется постоянно иметь дело.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Профессионализация в театре

Иванов писал: «Искусство идет навстречу народной душе. Из символа…

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…