Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

В изучаемый период, в особенности в его начале, было распространено и другое уподобление станковой картины, для нас тоже очень важное. Плоскость холста сравнивалась в этом случае не с окном, не с прозрачным стеклом, через которое можно наблюдать происходящее вокруг, а с зеркалом. Поставленное лицом к зрителю, оно позволяло видеть его судьбу, его помыслы и надежды, его идеалы и мечты. Но в то же время это зеркало обладало свойством отражать и самого художника, его душу, его представления о мире и о людях.

Буквальнее всего свое «зеркальное» качество русская живопись второй половины XIX в. демонстрирует в длинной серии автопортретов - наиболее «культурфилософском» жанре изобразительного искусства. Но в занимающий нас период об искусстве как о зеркале говорят и в более широком значении, имея в виду новые эстетические задачи творчества. Пушкинский «магический кристалл» позволял поэту хотя бы «смутно» провидеть жизнь в ее полноте. То, что виделось теперь в зеркале или в системе зеркал, вызывало совершенно иное отношение к действительности и превращало будущее в загадку, в одну из самых мучительных проблем художественного сознания эпохи.

Понятно, что «зеркальное» свойство станковой живописи не являлось в глазах современников ее прерогативой. Более того, они, например, полностью отдавали себе отчет в том, что принцип «зеркальности» как метод художественного претворения жизни и как способ выражения авторской позиции был полнее и глубже всех использован Гоголем . Но здесь существовала и одна особенность: «поставить зеркало перед глазами зрителей» - таким оборотом современники пользовались обычно лишь тогда, когда говорили именно про картину, разумея непосредственную физическую возможность произвести подобное действие.

«Ставить перед глазами» музыку, книгу, спектакль можно было, понятно, лишь в сугубо фигуральном смысле. Между «окном» и «зеркалом» - так, стало быть, стоит условно назвать тот набор инструментов, те оптические приборы, с помощью которых художник вел диалог со зрителем и с которым нам, исследуя тему, придется постоянно иметь дело.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Мир мечты и мир архитектуры

Несколько забегая вперед, ответим: насколько несут в себе проект…

Анализ соотношения ориентации

Для выявления имеющихся связей необходимо идти по пути более точной…

Тенденция к строгой упорядоченности текста

Важно, что эти две тенденции, два механизма художественного монтажа…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…