Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

В изучаемый период, в особенности в его начале, было распространено и другое уподобление станковой картины, для нас тоже очень важное. Плоскость холста сравнивалась в этом случае не с окном, не с прозрачным стеклом, через которое можно наблюдать происходящее вокруг, а с зеркалом. Поставленное лицом к зрителю, оно позволяло видеть его судьбу, его помыслы и надежды, его идеалы и мечты. Но в то же время это зеркало обладало свойством отражать и самого художника, его душу, его представления о мире и о людях.

Буквальнее всего свое «зеркальное» качество русская живопись второй половины XIX в. демонстрирует в длинной серии автопортретов - наиболее «культурфилософском» жанре изобразительного искусства. Но в занимающий нас период об искусстве как о зеркале говорят и в более широком значении, имея в виду новые эстетические задачи творчества. Пушкинский «магический кристалл» позволял поэту хотя бы «смутно» провидеть жизнь в ее полноте. То, что виделось теперь в зеркале или в системе зеркал, вызывало совершенно иное отношение к действительности и превращало будущее в загадку, в одну из самых мучительных проблем художественного сознания эпохи.

Понятно, что «зеркальное» свойство станковой живописи не являлось в глазах современников ее прерогативой. Более того, они, например, полностью отдавали себе отчет в том, что принцип «зеркальности» как метод художественного претворения жизни и как способ выражения авторской позиции был полнее и глубже всех использован Гоголем . Но здесь существовала и одна особенность: «поставить зеркало перед глазами зрителей» - таким оборотом современники пользовались обычно лишь тогда, когда говорили именно про картину, разумея непосредственную физическую возможность произвести подобное действие.

«Ставить перед глазами» музыку, книгу, спектакль можно было, понятно, лишь в сугубо фигуральном смысле. Между «окном» и «зеркалом» - так, стало быть, стоит условно назвать тот набор инструментов, те оптические приборы, с помощью которых художник вел диалог со зрителем и с которым нам, исследуя тему, придется постоянно иметь дело.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эпос и роман

Ее эстетико-культурный смысл убедительно раскрыл М. М. Бахтин в…

Обыденное сознание

Становится ясным, что влияние социологических факторов не может здесь…

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…