Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Искусствоведческого аспекта этой проблемы специалисты разных областей гуманитарного знания касаются очень часто (не обойден он и в предлагаемой книге). Речь обычно идет о взаимовлиянии и взаимодействии профессионального искусства и народного творчества, о значении этих контактов для поэтики и образного языка музыки, живописи, зодчества, о рождении пограничных форм творческой деятельности.
Но в той же проблеме заключены очень важные культурологические темы, восходящие к вопросу о духовной ориентации русской культуры того времени, ее миросозидательных усилий и, в частности, о месте в этих усилиях религиозных представлений о судьбах мира и человека. Две причины заставляют специально оговорить здесь отмеченную сторону дела.
Первая из них лежит на поверхности.
До сих пор из художественных реалий России второй половины XIX в. почти полностью исключался большой пласт, непосредственно связанный с культовым обиходом церкви. В особенности такие утраты заметны в существующих обзорах музыки и живописи того времени. Стоит сразу заметить: с точки зрения истории искусства эти крупные лакуны совсем не всегда искажают общую картину художественного развития России в изучаемую эпоху, хотя в любом случае лишают ее выразительной краски. Многое из того, что прямо откликалось тогда на церковно-религиозные потребности общества, значительным художественным качеством не обладало.
Но для истории культуры крайне важно, что как раз в этой сфере духовной жизни рождались едва ли не самые распространенные «стыковые» формы творчества, соединявшие давние народные традиции и профессиональное искусство. В качестве примера достаточно назвать здесь церковное пение в сельском храме или же иконопись, поставляемую ремесленной мастерской. Часто, находясь на периферии искусства, подобное творчество вместе с тем играло немалую роль в самосознании культуры, обозначая область реального воздействия ее «жизнестроительных» сил.
← Борьба за духовную свободу личности | Народная Россия → |
---|