Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

О взаимовлиянии и взаимодействии профессионального искусства и народного творчества

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Искусствоведческого аспекта этой проблемы специалисты разных областей гуманитарного знания касаются очень часто (не обойден он и в предлагаемой книге). Речь обычно идет о взаимовлиянии и взаимодействии профессионального искусства и народного творчества, о значении этих контактов для поэтики и образного языка музыки, живописи, зодчества, о рождении пограничных форм творческой деятельности.

Но в той же проблеме заключены очень важные культурологические темы, восходящие к вопросу о духовной ориентации русской культуры того времени, ее миросозидательных усилий и, в частности, о месте в этих усилиях религиозных представлений о судьбах мира и человека. Две причины заставляют специально оговорить здесь отмеченную сторону дела.
Первая из них лежит на поверхности.

До сих пор из художественных реалий России второй половины XIX в. почти полностью исключался большой пласт, непосредственно связанный с культовым обиходом церкви. В особенности такие утраты заметны в существующих обзорах музыки и живописи того времени. Стоит сразу заметить: с точки зрения истории искусства эти крупные лакуны совсем не всегда искажают общую картину художественного развития России в изучаемую эпоху, хотя в любом случае лишают ее выразительной краски. Многое из того, что прямо откликалось тогда на церковно-религиозные потребности общества, значительным художественным качеством не обладало.

Но для истории культуры крайне важно, что как раз в этой сфере духовной жизни рождались едва ли не самые распространенные «стыковые» формы творчества, соединявшие давние народные традиции и профессиональное искусство. В качестве примера достаточно назвать здесь церковное пение в сельском храме или же иконопись, поставляемую ремесленной мастерской. Часто, находясь на периферии искусства, подобное творчество вместе с тем играло немалую роль в самосознании культуры, обозначая область реального воздействия ее «жизнестроительных» сил.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе

Однако историко-философская традиция побуждает многих авторов пока…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…