Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Борьба за духовную свободу личности

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Вторая причина серьезнее и глубже. Представляло ли себя религиозное сознание прежде всего в качестве органического свойства народного миро-чувствия или же больше подчеркивало свою связь с философско-нравствен-ной традицией русской мысли (хотя в конечном счете обе эти позиции могли сходиться, каждая из них в духовной жизни России имела своих выразителей), и в том, и в другом случае оно внушало свои пути к достижению цельности человеческого бытия.

В художественной картине мира того времени оно вовсе не обязательно заявляло о себе сакральными мотивами, равно как и совсем не всегда предлагало жизнесозидательным усилиям культуры свой теологический образ мирозданья.

Случалось, например, что к «религиозному искусству» современники причисляли не только «Явление Христа народу» Александра Иванова и росписи Владимирского собора Виктора Васнецова, но и исторические картины Сурикова, и, если не придавать этому определению терминологическую однозначность, в нем была большая доля истины. Иными словами, религиозное сознание, претворенное в образы искусства, участвовало не только в формировании «идеальной» сферы картины мира, ее нравственных императивов и провиденциального смысла.

Оно существовало в ее жизненной плоти, полной драматизма и «проклятых вопросов». Борьба за духовную свободу личности и вера в предначертанность ее трудной судьбы общественным долгом и ответственностью перед высшей истиной - так можно было бы обозначить главное место встречи самых разных идей, чувствований, настроений, наполнявших собою «космос» русской художественной культуры второй половины XIX в. Это обстоятельство тоже стирался учитывать авторский коллектив тома.

В предлагаемой книге два раздела. Первый из них составляют общие главы, рассматривающие избранный предмет исследования на материале различных видов искусства - изобразительного искусства, музыки, театра, архитектуры. Во вторую часть включены статьи, изучающие под углом зрения тех же основных аспектов тома более конкретные проблемы русской художественной культуры второй половины XIX в.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Опыт Л. Н. Лебединского

В качестве примера сошлюсь на успешный опыт Л. Н. Лебединского,…

Предмет исследования фольклористов

Проблема, следовательно, состоит в том, чтобы определить реальные…

Объективно-аналитический пафос

Не раз Бальзак противопоставлял понятие выразительности холодной,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…