Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Еще одним соображением хотелось бы предварить изложение конкретного материала.
Будучи ближе к «окну» или к «зеркалу», картина в любом случае создает свой мир. Мир картины и картина мира - эти понятия, если придавать им категориальный смысл, разумеется, никак не тождественны. Более того, они обычно значатся по ведомству разных наук: искусствознания в одном случае и культурологии - в другом. Различны не только стоящие за ними явления духовной культуры, но и сам подход к их изучению.
Историку культуры картина мира предстает таковой, если она выражает общие представления о вселенной, о главных ценностях бытия, иными словами, когда она воплощает коллективные воззрения и чувствования эпохи. Понять картину мира в ее целостности - значит, коли речь идет о прошлом, реконструировать как можно больше сторон «родовых» и общественных отношений человека к действительности, раскрыть существовавшую между ними связь.
Мир картины тоже неизбежно несет на себе печать коллективного миропонимания и мироощущения той или иной исторической эпохи. Но между картиной мира и миром картины находятся личность художника и тот специфический набор выразительных средств, которыми он располагает, реализуя свой творческий замысел.
Мир картины и, шире, мир изобразительного искусства в разные периоды своей истории играли разную роль в этой общей миросозидательной деятельности человеческого духа и по-разному на нее откликались. Беря в расчет европейское искусство нового времени, можно утверждать с известной долей схематизма, что история живописи от Возрождения до XIX в. - это процесс последовательного углубления границ между картиной мира и миром картины.
Две причины тому должны быть здесь хотя бы названы. Первая из них была прямым образом связана с исторически менявшимся местом искусства в системе философских, религиозных, естественнонаучных представлений человека о мире. Вторая касалась внутренней эволюции самого искусства.
← Мир картины и возрожденческий мастер | Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности → |
---|