Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

«Зеркальное» свойство

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Еще одним соображением хотелось бы предварить изложение конкретного материала.
Будучи ближе к «окну» или к «зеркалу», картина в любом случае создает свой мир. Мир картины и картина мира - эти понятия, если придавать им категориальный смысл, разумеется, никак не тождественны. Более того, они обычно значатся по ведомству разных наук: искусствознания в одном случае и культурологии - в другом. Различны не только стоящие за ними явления духовной культуры, но и сам подход к их изучению.

Историку культуры картина мира предстает таковой, если она выражает общие представления о вселенной, о главных ценностях бытия, иными словами, когда она воплощает коллективные воззрения и чувствования эпохи. Понять картину мира в ее целостности - значит, коли речь идет о прошлом, реконструировать как можно больше сторон «родовых» и общественных отношений человека к действительности, раскрыть существовавшую между ними связь.

Мир картины тоже неизбежно несет на себе печать коллективного миропонимания и мироощущения той или иной исторической эпохи. Но между картиной мира и миром картины находятся личность художника и тот специфический набор выразительных средств, которыми он располагает, реализуя свой творческий замысел.

Мир картины и, шире, мир изобразительного искусства в разные периоды своей истории играли разную роль в этой общей миросозидательной деятельности человеческого духа и по-разному на нее откликались. Беря в расчет европейское искусство нового времени, можно утверждать с известной долей схематизма, что история живописи от Возрождения до XIX в. - это процесс последовательного углубления границ между картиной мира и миром картины.

Две причины тому должны быть здесь хотя бы названы. Первая из них была прямым образом связана с исторически менявшимся местом искусства в системе философских, религиозных, естественнонаучных представлений человека о мире. Вторая касалась внутренней эволюции самого искусства.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Методологическое значение

В этой связи возникают по меньшей мере три вопроса, на которые мы…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…

Передислокация видовых и жанровых форм

Вряд ли поэтому можно признать случайным тот факт, что в период…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…