Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

«Зеркальное» свойство

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Еще одним соображением хотелось бы предварить изложение конкретного материала.
Будучи ближе к «окну» или к «зеркалу», картина в любом случае создает свой мир. Мир картины и картина мира - эти понятия, если придавать им категориальный смысл, разумеется, никак не тождественны. Более того, они обычно значатся по ведомству разных наук: искусствознания в одном случае и культурологии - в другом. Различны не только стоящие за ними явления духовной культуры, но и сам подход к их изучению.

Историку культуры картина мира предстает таковой, если она выражает общие представления о вселенной, о главных ценностях бытия, иными словами, когда она воплощает коллективные воззрения и чувствования эпохи. Понять картину мира в ее целостности - значит, коли речь идет о прошлом, реконструировать как можно больше сторон «родовых» и общественных отношений человека к действительности, раскрыть существовавшую между ними связь.

Мир картины тоже неизбежно несет на себе печать коллективного миропонимания и мироощущения той или иной исторической эпохи. Но между картиной мира и миром картины находятся личность художника и тот специфический набор выразительных средств, которыми он располагает, реализуя свой творческий замысел.

Мир картины и, шире, мир изобразительного искусства в разные периоды своей истории играли разную роль в этой общей миросозидательной деятельности человеческого духа и по-разному на нее откликались. Беря в расчет европейское искусство нового времени, можно утверждать с известной долей схематизма, что история живописи от Возрождения до XIX в. - это процесс последовательного углубления границ между картиной мира и миром картины.

Две причины тому должны быть здесь хотя бы названы. Первая из них была прямым образом связана с исторически менявшимся местом искусства в системе философских, религиозных, естественнонаучных представлений человека о мире. Вторая касалась внутренней эволюции самого искусства.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Традиции марксистского подхода

Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение…

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…