Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Тема России

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Общий взгляд на русское изобразительное искусство этого периода предполагает прежде всего самый привычный принцип его классификации - по жанрам. За этим принципом не только стойкая исследовательская традиция, но и судьбы исторического развития самого искусства, на которые влияли и расширяющиеся потребности художественного познания мира, и меняющийся общественный статус творческой деятельности.

Как соотносится эта принятая систематизация искусства с теми проблемами, которые надлежит рассмотреть в предлагаемом томе?
С самого же начала стоит отметить, что изучаемая эпоха среди прочего характерна как раз тем, что миросозидательные потенции изобразительного искусства утверждают свое право выражать себя в различных жанровых формах. Можно сказать и по-другому.

Жизнестойкость жанров в русской живописи второй половины XIX в. в отличие от предыдущего периода во многом определялась тем, что каждый из них ощущал себя необходимой частью общих миросозидательных усилий искусства. Две тесно связанные друг с другом темы оказались причиною этого важного свойства русской художественной культуры.

Первая из них - тема России. Как зрительный образ, как предмет непосредственного художественного воспроизведения тема эта играла в жанровой системе живописи совершенно определенную интегрирующую роль. К примеру, среднерусские сельские виды в исторических композициях В. Г. Шварца, с одной стороны, и в пейзажах А. К. Саврасова - с другой, общностью своего лирического содержания и предметных ориентиров как будто размывали жанровые границы изобразительного искусства, утверждая господство объективных национальных примет действительности над избирательностью художнических интересов. Между прочим, как мы увидим ниже, это обстоятельство обусловило несколько особое место в искусстве если не пейзажной картины, то пейзажа в картине.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Разнообразие потребностей

Ведь живой художественный процесс чаще всего представляет собой…

Опора на научную историю культуры

Ведь воскресают только те произведения, которые способны с не…

Сущность Шиллера

Вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…