Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Россия и судьба человека

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Россия и судьба человека - обе эти темы в искусстве, как и в других сферах духовной жизни, постоянно находились в очень сложных, драматических взаимоотношениях, каждая из них жаждала найти в другой ответ на свои собственные проблемы и, не находя их, еще более драматизировала и свое собственное содержание, и свое восприятие мира.

Исследователи уже отмечали возникшую на этой почве смысловую и предметно-пластическую взаимозависимость различных жанровых форм русской живописи . Она существовала и в сфере «идеальных» побуждений искусства, когда эпоха в лице художника размышляла о своем герое, о его силе и бессилии, и там, где автор старался помочь зрителю поглядеть на самого себя, демонстрируя ему жизненную участь частного человека. Эти взаимосвязи заметно повлияли на общую жанровую структуру русской живописи изучаемой эпохи.

В частности, безусловно, структурообразующую роль играл в произведениях русских художников «наджанровый» мотив душевной борьбы между верою и безверьем, надеждой и сомнением. В психологии изображенных людей этот мотив часто соединял «мирское» и религиозное , этот же мотив заставлял Крамского видеть в атеизме «последнюю, высшую ступень развития религиозного чувства» и утверждать, что «Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил Бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идет умирать спокойно за это».

Но хорошо известно и другое - серьезное значение названных тем для жанрового самоутверждения русского изобразительного портрета, для его места в той картине мира, которая создавалась общими усилиями русской художественной культуры второй половины XIX в. Находясь внутри этой картины мира, более того, определяя основные координаты ее духовного пространства, портретные образы И. Н. Крамского и И. Е. Репина, Н. Н. Ге и Н. А. Ярошенко придавали ей особое свойство постоянного «самосозерцания», жизненного «всеведения», а также повышенную прочность философско-нравственных ориентиров.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Совпадение композиции мифов и сказок

Символический схематизм фольклорных образов и сюжетов обнаруживается…

Народное искусство как целостный объект

Об этом же свидетельствует и тот факт, что далеко не каждый народный…

Специфика художественного отражения

Уже в предреволюционные, а гораздо активнее в первые…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…