Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Россия и судьба человека - обе эти темы в искусстве, как и в других сферах духовной жизни, постоянно находились в очень сложных, драматических взаимоотношениях, каждая из них жаждала найти в другой ответ на свои собственные проблемы и, не находя их, еще более драматизировала и свое собственное содержание, и свое восприятие мира.
Исследователи уже отмечали возникшую на этой почве смысловую и предметно-пластическую взаимозависимость различных жанровых форм русской живописи . Она существовала и в сфере «идеальных» побуждений искусства, когда эпоха в лице художника размышляла о своем герое, о его силе и бессилии, и там, где автор старался помочь зрителю поглядеть на самого себя, демонстрируя ему жизненную участь частного человека. Эти взаимосвязи заметно повлияли на общую жанровую структуру русской живописи изучаемой эпохи.
В частности, безусловно, структурообразующую роль играл в произведениях русских художников «наджанровый» мотив душевной борьбы между верою и безверьем, надеждой и сомнением. В психологии изображенных людей этот мотив часто соединял «мирское» и религиозное , этот же мотив заставлял Крамского видеть в атеизме «последнюю, высшую ступень развития религиозного чувства» и утверждать, что «Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил Бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идет умирать спокойно за это».
Но хорошо известно и другое - серьезное значение названных тем для жанрового самоутверждения русского изобразительного портрета, для его места в той картине мира, которая создавалась общими усилиями русской художественной культуры второй половины XIX в. Находясь внутри этой картины мира, более того, определяя основные координаты ее духовного пространства, портретные образы И. Н. Крамского и И. Е. Репина, Н. Н. Ге и Н. А. Ярошенко придавали ей особое свойство постоянного «самосозерцания», жизненного «всеведения», а также повышенную прочность философско-нравственных ориентиров.
← Картина мира и судьба человека | Общий взгляд на русское изобразительное искусство → |
---|