Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
Приходится признать, что категория произведение искусства применительно к эстетике фольклора оказывается весьма проблематичной. Р. О. Якобсон и П. Г. Богатырев полагают, что фольклорное произведение существует только потенциально. Оставим этот вопрос открытым.
Как бы там ни было, непреложным является факт, что рассмотренное онтологически фольклорное произведение представляет собой лабильную структуру: оно не обладает пластически завершенной формой - не имеет фиксированных границ, но, подобно языку, пребывает в состоянии непрерывного изменения и текучести - в состоянии непрекращающегося становления, пред заданного самой природой коллективного народного творчества.
То, что в онтологическом плане предстает как лабильность, эвентуальность и вариативность структуры фольклорного произведения, в аспекте отдельных актов коллективного творчества проявляется как импровизационность народного певца, сказителя, художника. Импровизационность заложена в самой сущности фольклора как искусства творческого обряда жизни.
Кульминационный момент фольклора как искусства творческого обряда - преображение. Это очень важная грань народной эстетики.
← Языческий обряд | Жизненная ситуация → |
---|