Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Мир картины и возрожденческий мастер

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

По сравнению с возрожденческим мастером художник XIX в., в особенности второй его половины, был гораздо сильнее озабочен земною участью людей, а также жизненной судьбой отдельной личности. Растущее противостояние идеала и действительности сказывалось не только на содержательной структуре искусства, но и на образно-пластической концепции живописного произведения.

Чем дальше, тем больше поэтическая фантазия художника начинает творить свой собственный образ мира, где мир людей и мир вещей теряют свой вселенский смысл, свой универсальный характер. Говоря в дальнейшем о картине мира в русском реализме второй половины прошлого столетия, автор по причине сказанного должен был все время отдавать себе отчет, что это словосочетание в изучаемую эпоху несколько двоится и на понятийном уровне, и как реальное свойство конкретных произведений искусства.

И наконец, последнее, но очень существенное. Сталкиваясь с глубокими драмами эпохи, художественное сознание являло обществу разные отгадки мучительных тайн бытия, утверждая встречные пути движения мысли и религиозной веры. Изобразительное искусство изучаемого времени чаще всего предлагало путь от «фантастического» к «реальному», от «неба» к «земле». Весьма распространенная в русской живописи психологическая тема распутья героя, физического и духовного, ясно обозначила раздумья художников о трудностях этой дороги. Ее выбор был связан совсем не только со зрительной, материальной природой пластических образов.

Дело касалось серьезных проблем восприятия и понимания мира русской культурой тех лет. В разговоре с Иваном Карамазовым явившийся ему черт, страдающий «от фантастического» и потому любящий «земной реализм», мечтает воплотиться в «какую-нибудь толстую семипудовую купчиху», мечтает не только затем, чтобы со всем людом ходить париться в баню, но и ради того, чтобы попросту «войти в церковь и поставить свечку от чистого сердца» . Неисполнимость мечты о земном воплощении наполняет трагической тоскою образ врубелевского Демона.

Желая воплотить свою искупительную миссию в конкретные земные дела, погрузился в глубокие размышления «Христос в пустыне» Крамского. Распавшаяся на части картина мира постоянно обнаруживает здесь и свою несоединимость, и свое стремление эту раздробленность преодолеть в сфере человеческих надежд и мечтаний.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Социальные, политические и художественные задачи Бури

К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…