Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Картина мира и судьба человека

Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века

Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности изобразительного искусства в целом, определявшая его место в общих усилиях русской художественной культуры второй половины XIX в. выдвинуть свои представления о мире, о смысле бытия, о социальной действительности?

Вероятно, не требует специальных доказательств тот факт, что «картина мира», если она только не чисто философская абстракция, в любое время должна обладать среди прочих свойств своими - реальными или воображаемыми - зримыми чертами, иными словами, быть картиною в буквальном смысле слова. Вот почему изобразительное искусство - один из самых прямых путей к выяснению исторического содержания этого понятия.

Применительно ко второй половине XIX в. возможна и более конкретная постановка вопроса. Безусловно господствующим видом изобразительного искусства оказалась в это время станковая картина, и каждому, кого занимают эстетические и культур философские проблемы эпохи, приходится иметь дело прежде всего с этой формой образно-пластического претворения действительности. Исключения, притом многозначительные, были, и позже о них понадобится упомянуть. Но именно станковая картина определяла собою и наиболее распространенные формы общественного бытования искусства, и характерные способы визуального восприятия жизни человеком того времени. Для исследования нашей темы последнее обстоятельство имеет особое значение.

По своей формальной и содержательной структуре станковая картина может быть уподоблена, и это давняя констатация науки, окну в мир, где рама полотна играет роль оконного проема, сквозь который зритель вслед за художником видит и оценивает окружающий мир. При этом существенно и то, что открывается его взору, и сама позиция наблюдателя, соотносящая видимое на картине с бытовым, «земным» окружением, будь то выставочные залы или домашний интерьер. На будущее необходимо подчеркнуть, что совершенно иным было зрительское ощущение человека, созерцавшего церковную живопись, находясь внутри храмового пространства .

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Обыденное сознание

Становится ясным, что влияние социологических факторов не может здесь…

Эстетики автономности

В отличие от движения Бури и натиска, которому не удалось…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…