Автор: Михаил Астахов | Категория: Культура XIX века
Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности изобразительного искусства в целом, определявшая его место в общих усилиях русской художественной культуры второй половины XIX в. выдвинуть свои представления о мире, о смысле бытия, о социальной действительности?
Вероятно, не требует специальных доказательств тот факт, что «картина мира», если она только не чисто философская абстракция, в любое время должна обладать среди прочих свойств своими - реальными или воображаемыми - зримыми чертами, иными словами, быть картиною в буквальном смысле слова. Вот почему изобразительное искусство - один из самых прямых путей к выяснению исторического содержания этого понятия.
Применительно ко второй половине XIX в. возможна и более конкретная постановка вопроса. Безусловно господствующим видом изобразительного искусства оказалась в это время станковая картина, и каждому, кого занимают эстетические и культур философские проблемы эпохи, приходится иметь дело прежде всего с этой формой образно-пластического претворения действительности. Исключения, притом многозначительные, были, и позже о них понадобится упомянуть. Но именно станковая картина определяла собою и наиболее распространенные формы общественного бытования искусства, и характерные способы визуального восприятия жизни человеком того времени. Для исследования нашей темы последнее обстоятельство имеет особое значение.
По своей формальной и содержательной структуре станковая картина может быть уподоблена, и это давняя констатация науки, окну в мир, где рама полотна играет роль оконного проема, сквозь который зритель вслед за художником видит и оценивает окружающий мир. При этом существенно и то, что открывается его взору, и сама позиция наблюдателя, соотносящая видимое на картине с бытовым, «земным» окружением, будь то выставочные залы или домашний интерьер. На будущее необходимо подчеркнуть, что совершенно иным было зрительское ощущение человека, созерцавшего церковную живопись, находясь внутри храмового пространства .
← Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности | Россия и судьба человека → |
---|