Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия между мифическим и критическим сознанием. Очевидно, при мифическом способе мышления поэзия творится без ведома самого творца: он не сознает ее как искусство. В отличие от собственно художественного сознания мифическое миросозерцание, по существу, не отделяет образа как средства, долженствующего объяснить явление, от самого явления и его реального значения.
Надо полагать, подобная неразличимость средства познания и объекта познания является выражением невыделенное человека и его деятельности, в том числе и познавательной, из природы и навязанных ею естественных отношений.
Тому, кто выводит поэтику фольклора из природы сознания,, интериоризировавшего отношение естественного единства (тождества человека и природы), синкретизм открывается не только там, где его можно опознать по более или менее внешним признакам - и более или менее формально судить о нем.
Дело в том, что любые влияния и воздействия, испытываемые народным искусством извне, неминуемо проходят сквозь фильтр вековечных традиций. При этом факты вне фольклорной культуры трансформируются и претворяются в стихии традиционной семантики и поэтики народного искусства так, что принимают его образ и подобие: происходит фольклорная ассимиляция - фольклоризация - заимствованных художественных фактов, тематических и формальных.
Коммуникативная специфика фольклора отражает особенности естественного общения; она не знает интеллектуальной и психологической дистанции между общающимися сторонами, не культивирует однозначного ролевого разделения между говорящим и слушающим, творцом и исполнителем, исполнителем и аудиторией, художником и реципиентом.
Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не обладающее более или менее развитой субъективностью самосознания; и вполне естественно, что обратной стороной этой коллективности является безличность.
В данной познавательной перспективе коллективность фольклорного творчества предстанет как выражение социальной недифференцированное сознания, придающей совершенно особый вне личный - характер смыслообразам традиционного народного искусства.
Что говорят все, то истинно, что все делают, то правильно. Естественные отношения, интериоризируясь в психике общинных людей, формируют особую социокультурную структуру человека, а следовательно, и особый способ деятельности его сознания (творчества).
Социальной почвой естественных отношений, а следовательно, и самого фольклора является прежде всего общинный быт во всех его исторических и этнических модификациях: архаическая община эпохи дикости и варварства, крестьянская община деревни и села, ремесленная община посада и города.
Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того миросозерцания, которое отложилось на всех ступенях семантики и поэтики фольклорного искусства, имеет такая, еще недостаточно освоенная методологией гуманитарных наук, категория марксистской философии человека, общества, культуры, как естественные отношения.