Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Его онтологизированная семантика, освященная традицией и преданием, становится непреодолимым препятствием для прямого контакта с ним и проникновения в его суть. Он изъят из сферы личного познавательного опыта и идеологической инициативы индивида и удален из настоящего в эпическое прошлое - в семантику и поэтику мифа. По очень точному определению М. М. Бахтина, это долевой образ.
Отсюда же пред заданный преданием и сохраняемый традицией схематизм практически каждого образа фольклорного мира, как бы ни был он современен в чисто фактографическом отношении. Символический схематизм традиционной сакральной идеограммы трансформируется затем в стилизацию, но и ее следует рассматривать как проявление той или иной степени несвободы фольклорного образа от стереотипов мифологического мышления, отбрасывающих предмет в зону долевого видения. Вот почему фольклорное искусство оказалось исторически и культурно ограниченным в своих возможностях духовно-практического освоения мира. Даже тогда, когда миф, выветрившись из него, трансформировался в народный стиль, по-прежнему давала знать о себе - таящаяся в самом этом стиле - инерция фольклорной эпизации, которая препятствовала прямому контакту искусства с жизнью.
← Совпадение композиции мифов и сказок | Эпическая архаичность → |
---|