Автор: Михаил Олейников | Категория: Культура
Теория европейского искусства естественно, своим ходом подошла к пределу, за которым начинается сопоставление с другими культурами, т. е. сравнительное искусствознание. Возможности самоосмысления оказались исчерпанными, и настоятельно необходимым стало рассмотрение своей культуры в ряду других культур.
И первое сопоставление - еще в рамках своего региона - это сопоставление с собственным национальным фольклором. Не попытка понять его все с тех же позиций академической теории, а глубинная перестройка и переориентация самого теоретического знания, вынужденного отныне рассматривать собственную культуру как двуязычную - фольклорно-академическую. Самый взгляд на академическое искусство как лишь на одну составляющую целостного художественного процесса способен активизировать нашу теоретическую мысль, сообщив ей новый и абсолютно необходимый сейчас импульс.
Не менее плодотворным обещает быть и союз фольклористики с историческим искусствоведением: слишком бросающимся в глаза становится разрыв между традиционно сложившимся (опять-таки европоцентристским) взглядом на исторический процесс и реальным многообразием и многозвучием сегодняшней художественной жизни с ее глобальными культурными связями.
← Историческое единство человеческой культуры | Действительность в оппозиции → |
---|