Не последнюю роль в монументальных образах, сыграли, конечно, открытия Галилея и Коперника. Интереснейший пример образного мировидения представляет творчество украинской народной художницы Екатерины Белокур. Предметом отражения являются почти одни цветы. Но не это самое главное.
Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба и творится по законам Вселенной. Образ вырастает до космических размеров, приобретает всеобщность, космизируется и монументализируется!
Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал встречает зрителя острием ребристых граней. На развитом основании постамента в спиралевидном движении расположены фигуры, символизирующие образы героев национально-освободительной борьбы, социалистической революции, мирного строительства первых лет пятилеток.
Несколько забегая вперед, ответим: насколько несут в себе проект строения Мира. Ведь архитектура всегда занималась миростроительством, а не являлась просто упаковкой, капсулой для жизнедеятельности человека.
В следующем разделе пойдет речь об архитектуре сначала в таком понимании, чтобы затем перейти к разговору об архитектуре настоящей - из камня, бетона и стекла.
В первые послереволюционные годы в классах архитектурного факультета ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) появился худенький парень в солдатских обмотках. Это был Григорий Крутиков. Через три года он стал архитектором, выполнив свой дипломный проект - разработку летающего города. Ни до него, ни после таких дипломных проектов не было. Он - одинок в истории искусства, этот проект-диплом.
Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов. Человек мертв в красивом кинофильме; живут только вещи, пусть даже это и лучшие вещи в мире - инструменты, порождающие музыку. Феллини - реалист, мы видим глубоко философское, кинематографически зрелищное осмысление проблемы буржуазного отчуждения. Человек - инструмент. Ритм его жизни - метроном.
Действие начинается в интерьере, напоминающем то ли храм, то ли дворец. Перед нами архитектура мира музыки. Ноты, расставленные в пространстве на пюпитрах, порыв ветра сбрасывает на пол. Листки оживают, срываются с места, кружась, падают и подготавливают зрителя к восприятию самого оркестра.
Овещнение - так называется разъедающий нравственность и уродующий все человеческое феномен измерения человека вещью. Феномен этот не так прост, крепко замаскирован хвалеными свободами морального сознания. А на деле царствует Вещь.
Как известно, человек выступает в мифе обыкновенной вещью среди всех других вещей природы. Человек и его мир еще не вычленены из реальности. Здесь попросту нет разницы между личностью и вещью, пассивной реальностью и субъектом действия. Миф - настолько одушевление всего сущего, насколько и его обезличивание. Как же вписывается в столь узкие, неудобные рамки нравственность? Ведь человеку, свободно осуществляющему свой выбор в человеческом мире, попросту нечего делать в мире мифологических представлений.
Полтора часа просмотра киноленты создают художественную реальность, впечатление встречи жизни с жизнью. Особенно заметна такая жизнеспособность кино, когда фильм «постареет» и станет частью прошлого. Именно так встречаемся мы с Чаплиным, Черкасовым, Шукшиным и другими. Это уже реальная, а не условная жизнь. С экрана на нас смотрит живой Шукшин, а не его изображение.