Ведь воскресают только те произведения, которые способны с не меньшей, чем современные, силой вовлечь сегодняшнего слушателя, читателя, зрителя в воспроизводимые ими события и отношения к ним, заставить его пережить их и осмыслить, вызвать его творческую активность и воздействовать на его личность.
Для современного прогрессивного искусства характерно возрастающее внимание и все более глубокое проникновение в реальную противоречивость личностного среза жизни, в неоднозначные положения личности в нынешнем сложном мире. Мы находим в его произведениях и все более обстоятельную критику действующих здесь негативных и защиту позитивных тенденций с гуманистических - демократических и социалистических - позиций.
Способствуя разработке вопроса о социальных функциях искусства, теория культуры получает в художественных произведениях уникальный материал для изучения своих собственных механизмов производства и само производства человека и регулятора его поведения. Культурология получает в искусстве и материал для исследований противоречий самой культуры.
В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в разные события, коллизии, конфликты, а через них в отношения к ним, заставляя, как и в жизни, пропустить их сквозь свое Я; в других - минуя этот первый пункт на пути жизненного воздействия и сразу выводя на уровень отношений, заставляя опять-таки их прочувствовать, осмыслить и так далее.
Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность этой действенности, выявить ее главные функциональные особенности. Не мог не возникнуть и вопрос о причинах удивительной полифункциональности искусства, разносторонности его способностей и возможностей.
По-видимому, одна из причин растущего многообразия искусств и состоит в стремлении охватить все полнее и шире культурный срез жизни, который и сам имеет тенденцию к непрестанному усложнению и расширению, к повышению своей значимости в развитии общества.
А искусствоведение, изучая искусство в этом свете, открывает новые возможности перед культурологией.
Мы видели, что культура - это определенный аспект, срез над природного мира человека: культурология выделяет его, условно изолируя от других срезов этого мира. Искусство - тот единственный ее феномен, в котором этих других может не быть: оно способно отражать реалии жизни в разрезе культуры и представлять собой феномен культуры в предельно чистом виде.
Научное понимание аксиологического статуса культуры даст методологический ключ к оценкам художественных явлений в их реальной целостности. Его значение, как мы покажем ниже, ныне существенно возрастает.
Это относится, несомненно, и к нашей, социалистической культуре. Укоренившиеся представления о ней только в позитивном ключе привели к подчеркиванию и в теории и на практике ее прогрессивных тенденций и неисчерпаемых возможностей для развития творческих способностей и активности масс.
А если культура есть производство и самопроизводство человека, то, как справедливо подчеркивают авторы коллективного труда Проблемы философии культуры, во всей цельности и всесторонности его общественного существования. Но тогда нет оснований рассматривать культуру только в ее положительных характеристиках, только как социально значимую творческую деятельность.