Автор: Лидия Степанова | Категория: Культура
Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия между мифическим и критическим сознанием. Очевидно, при мифическом способе мышления поэзия творится без ведома самого творца: он не сознает ее как искусство. В отличие от собственно художественного сознания мифическое миросозерцание, по существу, не отделяет образа как средства, долженствующего объяснить явление, от самого явления и его реального значения.
Напротив, миф как психолингвистический феномен синкретического мышления предполагает перенесение и, следовательно, внедрение субъективных черт образности в объективное значение объясняемого ею явления. Когда человек создает миф, что туча есть гора, солнце - колесо, гром - стук колесницы или рев быка, завывание ветра - вой собаки и проч., то другое объяснение этих явлений для него не существует. Смешавши здесь два момента мысли - образ и значение, мифическое сознание так и оставляет их в этом смешении. Если верно, что реальное явление и его значение в мифе не свободны от образа, то надо полагать, что и сам образ не выделен из них в своей собственно художественной истинности и ценности.
← Мифическое мышление | Американские индейцы → |
---|