В зависимости от особенностей эпохи, характера преемственности и культурных традиций в качестве ведущего вида искусства в этот устойчивый период могут выступать либо литература, либо живопись, либо скульптура.
Факты подобной типологии вскрывает и Н. П. Михальская, анализируя взаимодействие литературы и живописи в Англии XVIII в. Перетекание приемов композиции, сюжетного развития живописных произведений Хогарта и романов Филдинга, по ее мнению, позволяет прийти к выводу, что в общем контексте литературного процесса творчество Хогарта воспринимается как один из истоков английского реалистического романа.
Забегая вперед, отметим и другой показательный факт: ведущее положение литературы в середине XIX в. проявляется не только в ее влиянии на виды искусств, близкие по своему методу реализму, но и в воздействии на совершенно непохожие художественные течения, к примеру на искусство позднего романтизма.
Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как нельзя более соответствовала духу культуры, погруженной в анализ человеческого поведения, конкретных обстоятельств. В романе отдельный человек больше не есть только представитель определенной группы, он обретает свою собственную судьбу и индивидуальное сознание.
Вряд ли поэтому можно признать случайным тот факт, что в период зрелого буржуазного общества в разных странах Европы складывается иная, чем в романтизме, иерархия искусств. Передислокация видовых и жанровых форм на этом этапе происходит в пользу литературы, а именно ее прозаических форм - романа и повести.
Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств в подлинном смысле слова. Речь идет не столько о взаимодополнении видов искусств в законченных произведениях, сколько об ориентированности каждого вида на обогащение собственных специфических черт и средств через погружение в отвлеченную рефлексию, лиризм, т. е. об усилении внутри различных видов искусств экспериментально-поискового начала.
Характерно, что приоритет в эпоху романтизма специфических возможностей одного вида искусства способствовал тому, что в художественной практике различных видов развивались центростремительные тенденции.
Плавные переходы, полутона дают возможность говорить о поющем пейзаже в картинах Фридриха. Стихийность выражения бушующих чувств, хаос страстей, эмоциональная напряженность, присущие произведениям Жерико и Делакруа, сближают их с музыкой.
Не случайно поэтому именно музыка с ее эмоциональностью, неизобразительной природой, глубоко личностным воздействием занимает здесь ведущее положение, мыслится как чистое выражение духовного начала, составляющего сущность искусства.
Противоречие романтизма между сущим и должным, отмечаемое многими исследователями, - следствие его стремления уйти от художественного воссоздания форм окружающей жизни, погрузиться в философскую медитацию, творить на границах освоенного и беспредельного. Искусство романтиков, по сути, искусство импульсивной фантазии, интуиции, эксперимента.