Эпичность - существенный и неотъемлемый признак традиционности. Эпичность складывается внутри традиционности и на основе ее - и поэтому наряду с традиционностью конституируется как универсальная эстетико-культурная категория фольклорного сознания и искусства. Эпическое прошлое - особая форма художественного восприятия человека и события.
Ее эстетико-культурный смысл убедительно раскрыл М. М. Бахтин в статье Эпос и роман. Для эпического мировоззрения начало, первый, зачинатель, предок, бывший раньше и т. п., - пишет он, - не чисто временные, а ценностно-временные категории, это ценностно-временная превосходная степень, которая реализуется как в отношении людей, так и в отношении всех вещей и явлений эпического мира: в этом прошлом - все хорошо и все существенно хорошее (первое) - только в этом прошлом.
Увы, к этому приводит инерция прямолинейного социологизирования, не корректируемого своеобразием предмета фольклористики как народоведческой дисциплины. Социально-культурной основой и конститутивным принципом фольклора являются, как мы пытались показать, естественные отношения и сознание, их интеризировавшее.
Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых энергичными призывами к расширению понятия фольклор, к новому осмыслению его и новому отношению к нему, фольклором становились и клубная художественная самодеятельность, и так называемая непрофессиональная индивидуальная поэзия или авторская песня современного городского быта, и наивная или примитивная живопись, и современные народные промыслы, и дизайн, и, кажется, даже устные рассказы Андроникова наконец, начали говорить об интеллигентском фольклоре.
Производные характеристики фольклора, являющиеся продуктом более или менее сложных опосредствовании его сущности, предстают в снятом виде - независимо от сочетания приведших к ним связей, безотносительно к системе опосредствовании. Вторичное начинает казаться первичным.
Фольклор, как народная мудрость, конституируется по признаку прямой или опосредованной, иногда глубоко скрытой связи с мифическим сознанием. В этом состоит своеобразие фольклорной культуры как миросозерцания и способа мышления, порожденного эпохой естественных отношений.
Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный естественным отношениям, была материнским лоном фольклора. Только полное сознание разнородности образа и значения может привести к окончательному разложению мифического миросозерцания.
Как бы глубоко ни было скрыто в мифе различие между образом и значением, как бы мало ни было их первоначальное несовпадение, все же именно здесь фольклор овладевает началом художественного сознания. Уже тут он обретает реальную предпосылку и исходный момент для их дальнейшего различия, в ходе которого шаг за шагом происходит эмансипация образности как языка искусства.
Ограничиться простой констатацией принадлежности мифа к фольклорной культуре - значит не сказать очень многого, и, по сути дела, самого важного и основного. Ведь при этом миф и фольклор по-прежнему могут казаться соединенными лишь внешней связкой, объемлющей существующие сами по себе и равнодушные к этому объединению единичности.
Мифическое мышление претерпевает историко-культурную эволюцию, в процессе которой оно проходит целый ряд последовательных стадий; каждой из них соответствует определенный уровень развития познавательных способностей, и в частности способности к абстрагированию и обобщению. Указанное обстоятельство должно быть принято во внимание при обсуждении вопроса о том, как миф относится к фольклору и, наоборот, фольклор - к мифу.